Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

04.12.2016
03.12.2016
02.12.2016
01.12.2016

"БРАТАН МУННА, ПРОДАВЕЦ СЧАСТЬЯ": БРАТАНСКИЙ МЕДИК

16.01.06 17:02 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"БРАТАН МУННА, ПРОДАВЕЦ СЧАСТЬЯ": БРАТАНСКИЙ МЕДИК

"Братан Мунна, продавец счастья" (Munna Bhai M.B.B.S, Индия, 2003, режиссер - Раджкумар Хирани, в ролях - Санджай Датт, Сунил Датт, Грейси Сингх, Аршад Варси, Боман Ирани).
"Формат АВ". Релиз DVD состоялся в ноябре.
"Посмотрите на индийский народ! Один с женой поругался, другого допек домовладелец! От коррупции властей до проигрыша сборной, ничто их не радует", - говорит в начале картины простой индийский крестьянин Шарма (Сунил Датт). Что уж тут говорить о медицине, которая в этой стране традиционно находится не на высшем уровне. Всю жизнь пожилой человек мечтал, что сын его станет доктором. За тем и отправил его в большой город. Однако сынок, Мурли Прасад Шарма, оказавшись в Мумбаи, резко пошел по уголовной линии и вскоре стал широко известен среди братвы как "Мунна-бхай". Когда его семья раскрыла обман, Мурли твердо решил, что сделает карьеру врача вопреки всему, в компании друзей, "на лицо ужасных, добрых внутри" бандитов, вломился в стены Имперского института медицинских наук, обманным путем сдал экзамен и вскоре уже был "при делах" в больнице, находящейся тут же. Здесь братан объяснил несостоявшемуся юному самоубийце смысл жизни, здесь он выходил неизлечимо больного, считавшегося живым "овощем" Анандика (от лица которого и ведется рассказ), и именно от Мунны впервые в своей жизни услыхал слова благодарности старик-уборщик. И вскоре весь персонал больницы наперебой принялся совершать добродетельные дела, и средствами лечения здесь отныне служат партии игры в "дамки" и исцеляющие волшебные объятия "джаппи".
Уж сколько раз твердили миру: нет на свете сценариев более разнообразного по разработке сюжетов и персонажей, чем сценарии индийские. Казалось бы, от акул болливудского кинорынка (продюсер - Винод Чопра) можно было ожидать чего угодно, но только не этой пронзительнейшей трагикомедии. Тем более, на столь редкую "медицинскую" тему, которая если и решается в кино, то в форме либо пошлого зубоскальства, либо невыносимого для нормального человека показа чьей-нибудь затянувшейся агонии. Между тем, в самом понятии "медицина" есть тот серьезный аспект, что больной человек, находящийся во власти лекаря, по сути своей совершенно беспомощен. Любой дурной, продажный или попросту равнодушный врач сможет нанести ему гораздо больший урон, чем десяток тривиальных преступников или, что одно и то же, "стражей порядка". Сложно вспомнить, чтобы кинематограф вообще всерьез касался этой темы, тем более с такой убедительностью. Душевный холод "убийц в белых халатах" сталкивается здесь с несокрушимой логикой улиц: "А че, если у вас в больничке кто помирает, ему самому анкету заполнять?" Этика мира, где живут "по понятиям", оказывается в фильме "Братан Мунна" неизмеримо выше врачебной этики.
Помимо идеологии, успех ленты обусловлен феерическим мастерством Санджая Датта. В Болливуде актер пользуется скандальной славой благодаря своим, особо и не скрываемым, связям с криминалитетом; в числе его друзей, как говорят, сам главарь индийской мафии Давуд Ибрагим. Чувствуется, что Санджаю было здесь что играть, он просто купается в своей роли. Тем более что персонажи балакают на мумбайском блатном жаргоне (отлично переданном и в русском переводе; диалоги чем-то напоминают уморительную бандитскую "феню" из "Мама, не горюй!") У себя на родине "Братан Мунна" моментально стал абсолютно культовым, аналогичным разве что нашей "Бригаде"; на церемонии вручения премий журнала Stardust (индийский аналог "Оскара") из него разыгрывались целые мизансцены.
Вообще, о фильме хочется говорить снова и снова. Нельзя не отметить участие Сунила Датта, живого классика индийского кино, блиставшего еще в программной "Матери Индии" (1957). Отец и сын в жизни, они воплотили образы отца и сына и на экране. Замечательно справился со своей задачей и Аршад Варси, сыгравший Цыпака, туповатого, но верного своему мафиозному братству урку. А помимо всего, "Братан Мунна" еще и отличный мюзикл, где вместо привычных для Болливуда песенных вкраплений действие иллюстрируется сложными хореографическими номерами, уровня, по меньшей мере, "Вестсайдской истории". И никакими словами не описать то солнечное настроение, которое долго еще остается после просмотра. Недаром же говорится: "Индийское кино - это тотальное торжество справедливости на протяжении трех часов."
Борис Белокуров, InterMedia