Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

09.12.2016
08.12.2016
07.12.2016

"ДНЕВНОЙ ДОЗОР": ВСЯ МОСКВА РАЗРУШЕНА, ОСТАЛСЯ ТОЛЬКО СЕВЕРНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ

09.01.06 17:06 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"ДНЕВНОЙ ДОЗОР": ВСЯ МОСКВА РАЗРУШЕНА, ОСТАЛСЯ ТОЛЬКО СЕВЕРНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ

Премьера фильма "Дневной дозор" (Россия, 2005, режиссер — Тимур Бекмамбетов, в ролях — Константин Хабенский, Владимир Меньшов, Галина Тюнина, Мария Порошина, Жанна Фриске, Виктор Вержбицкий, Алексей Чадов) состоялась в кинотеатре "Октябрь" 1 января.
В Москве, где происходит действие фильма, продолжают действовать Дозоры, охраняющие благополучие людей. Светлые и темные маги борются не друг с другом, но за соблюдение Договора, согласно которому на каждое действие одной стороны последует противодействие другой. И вдруг скандал! Кто-то убивает темных магов. В преступлениях подозревают Антона Городецкого - простого системного администратора из Ночного дозора, поскольку у него нет алиби. В то время, когда убили Галину Рогову, воспитательницу его сына Егора, он незаконно копался в архивах Ночного дозора, и никто его за этим занятием, естественно, не видел. Признаваться в этом злодеянии Городецкий тоже не намерен. Инквизиторам, вышестоящей инстанции магического мира, Дневной дозор уже направил претензию, и магам из дозора Ночного придется либо найти оправдание Антону всего за одну ночь, либо отдать его под суд, что означает неминуемую смерть ценного кадра. Начальник московского Ночного дозора, светлый маг Гесер, придумал решение ситуации: он обменял телами Антона и его любовницу Ольгу. Таким образом, если за ночь будет совершено еще одно преступление, в котором будут подозревать Городецкого, он откроет карты: мол, а в теле Антона была женщина. Однако и Дневной дозор не дремлет: когда Городецкий в теле Ольги повел свою возлюбленную Светлану, обучающуюся волшебницу, в ресторан, там было совершено еще одно убийство Темного. Теперь единственный выход для него — найти Мел судьбы Тамерлана, которым можно переписать историю.
Изначально фильм планировали назвать "Ночной дозор-2: Мел судьбы", что с точки зрения соответствия книгам было бы более правильным. Однако незадолго до премьеры в прессе появились заявления о том, что "двойка" из названия была убрана, и фильм переименовали в "Дневной дозор". Однако не стоит путаться: сюжетно картина повторяет лишь конец второй части первой книги, и то не полностью. Поклонники творчества Лукьяненко узнают лишь отдельные сцены завязки сюжета, далее сценаристы совсем отошли от книги и придумали собственную историю с Тамерланом и его мелом. В книге он является лишь небольшим элементом сюжета, а в ленте выходит на первый план.
Просматривая картину, зритель непременно обратит внимание на то, что премьера в новогоднюю ночь была спланирована задолго до нее: везде просматриваются новогодние мотивы, особенно под конец, в сцене в гостинице "Космос", где оружием против Светлой волшебницы стал новогодний шарик, а когда Ночной дозор выгоняет простых смертных из номеров, то на экране крупным планом появляется число "2006". Соответствие времени проявляется и в других нюансах: например, когда Городецкий запрыгивает в метро, он проскакивает сквозь рекламный щит "Ночного дозора", а уже в метро режиссер активно акцентирует внимание на плакате "9 роты". Его можно было бы показать единожды — уже когда Хабенский прорывает его своим телом, в зале кинотеатра слышатся смешки, зритель заметил. Но нет, умелый рекламщик Бекмамбетов для глупых покажет его второй раз — уже во весь экран. Впрочем, это далеко не единственный пример product placement, встречающийся в картине. В самом начале режиссер крупным планом напоминает зрителю о существовании пива "Старый мельник", который пьет Хабенский-Городецкий вместе со Светланой в кафешке у метро. Хотя кто из смотревших первую картину не согласится, что это было ожидаемо? Реклама кофе и сотовой связи в "Ночном дозоре" стала объектом многочисленных насмешек и породила анекдоты. Если бы режиссер отказался от столь очевидной рекламы во второй части, это было бы фактически признанием поражения. Мол, "проплатили, больше так не буду". Однако он вновь смеется над рекламой — делая ее очевидным гротеском. "Ах, Зоар, ах, старый… кхм… мельник", - говорит в самолете Антон Городецкий, и это вызывает в зрительном зале уже бурный смех. Стеб, очевидный стеб. Над неудачным product placement’ом в отечественном и западном кино, над собственным рекламным прошлым. Добавим сюда шутку с соком "Злой", который пьет в конце фильма ставший Темным Егор.
На первый план в картине выходят три любовные истории трех колоритных женщин — Темной Алисы Донниковой (Жанна Фриске), Светлой волшебницы Светланы (Мария Порошина) и любовницы главы Ночного дозора, волшебницы Ольги (Галина Тюнина). Все три развиваются на фоне сюжета о противостоянии сил Зла и Добра и трагедии Антона Городецкого, страдающего от любви, с одной стороны, к собственному сыну Егору, с другой стороны — к Светлане. Но даже учитывая такое количество любовных линий, фильм отнюдь не скатился до формата стандартной мелодрамы. Да, они развиваются параллельно, заставляя прекрасную половину человечества плакать, но каждый "слезный" момент завершается шуткой. Когда Светлана, не признавшая Антона в теле Ольги, признается в любви к нему, он не справляется с управлением и съезжает в кювет — пора плакать. Однако комичное выкарабкивание из кювета на каблуках, на которых он и держаться-то не умеет, не может не вызвать улыбки. И так весь фильм. Впрочем, только развязка любовной линии Алисы к юному вампиру Косте, который в конце погибает от руки Завулона, заставляет грустить. Но это в конце — там основное сочувствие зрителей вызывает уже не она, а сцена разрушения Москвы. Впрочем, далеко не всех зрителей — интернет уже после первого дня проката пестрил сообщениями типа "так москалям и надо".
Действительно, в конце фильма Москва рухнет — красиво, пафосно, вся закиданная новогодними шариками. Сначала разрушится гостиница "Космос", которую не жалеют уже в начале "ДД", когда ведьмочка Алиса проезжается на машине по хрупким окнам. В конце гостинице придет окончательный и бесповоротный конец — тут уже окнами история не ограничится. Рухнет и Останкинская башня, и колесо обозрения покатится по улицам, сметая все на своем ходу. Спецэффектов этому фильму не занимать — российский производитель может гордиться тем, что в этом фильме они не отстают от спецэффектов западных. Только вот в сценах разрушения Москвы видится что-то знакомое: кажется, точно так же рушился в свое время Нью-Йорк в многочисленных фильмах про монстров, ледники и тому подобных напастях.
Все в картине вроде хорошо: и спецэффекты, и грамотно вписанная реклама, и остроумные шутки, и игра актеров на высоте (в этом плане особенно удивила Фриске, убедительно сыгравшая любовные терзания). Однако одного не учли создатели "Дозора": человек, который не читал книжку, с огромным трудом ориентируется в лукьяненковской терминологии. Тяжело сразу разобраться, что такое "сумрак", кто такие "иные" и зачем нужны инквизиторы. Фильм сделан для тех, кто с этими словами давно знаком. Так что прежде чем бежать в кинотеатр, следует прочесть хотя бы первую часть трилогии, обогатившейся недавно четвертой книгой, эдаким бонусом, "Последний дозор". Однако почитатели литературного таланта Лукьяненко удивятся развязке: конец фильма совсем не подразумевает третьей части, которую логично было бы ждать под маркой "Сумеречный дозор". Смотрите и удивляйтесь.
Ася Чепурина, InterMedia