Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

07.12.2016
06.12.2016

"DOOM": КАЖДЫЙ ЗА СЕБЯ, И Я ПРОТИВ ВСЕХ

27.10.05 13:25 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"DOOM": КАЖДЫЙ ЗА СЕБЯ, И Я ПРОТИВ ВСЕХ

Премьера фантастического боевика "Doom" (Doom, США, 2005, режиссер — Анджей Бартковяк, в ролях — Дуэйн Джонсон, Карл Урбан, Розамунда Пайк) состоялась в кинотеатре "Пушкинский" 24 октября.
Научные эксперименты на секретной марсианской станции Олдуай вышли из под контроля, и ученые в панике просят Землю о помощи. Группа быстрого реагирования американской морской пехоты вынуждена прервать очередной отпуск и десантироваться через оставленный некогда марсианами телепортационный артефакт на Красную планету. У каждого из семи качков имеется свой "скелет в шкафу" — наркотики, религиозный фанатизм, трагически погибшие родственники, неуверенность в себе, тупая приверженность к букве устава. В столкновении со стремительно мутирующими в жутких монстров учеными выжить сможет лишь спецназовец интеллигентного происхождения Рипер (Урбан) — которого, благодаря его врожденной склонности к доброте, марсианская сыворотка превратит не в чудовище, а в супермена. Он сразу всех перебьет и спасет человечество.
Игра "Doom" перевернула в девяностые годы не только индустрию компьютерных развлечений, но во многом - и культуру современной цивилизации, оказала, как считается, существенное влияние на менталитет молодежи. Именно в этой игре впервые была реализована возможность передвижения в трехмерном пространстве, широкого выбора оружия, изрядная свобода действий и видение от первого лица. Но главные особенности "Дума" — необходимость без оглядки убивать все, что движется, по принципу "я против всех", и отсутствие необратимости смерти в виде наличия нескольких "жизней". В девяностые многим казалось, что это может привести к тяжелым последствиям для психики и пробудить оголтелую немотивированную агрессивность. Во многом именно этому и был посвящен симптоматичный фильм Грегга Араки "Поколение игры "Doom" (1995). Регулярно случающиеся в американских школах расстрелы учениками своих товарищей стали приписывать влиянию подобных игр. Однако вряд ли эти обвинения справедливы - за двенадцать лет существования "стрелялок-бродилок" миллионы их поклонников по всему миру остались нормальными людьми, а школьные расстрелы характерны исключительно для США.
Экранизации компьютерных игр давно не новость — здесь и "Лара Крофт — расхитительница гробниц", боевики "Уличный боец", "Mortal Combat", "Дом мертвых"… Очевидно, появление киноверсии "Doom’а" было лишь делом времени. Ожидалось, что одноименная лента должна стать культовой по крайней мере для фэнов игры - тем более что ее специфика дает богатый простор для фантазии и своеобразного юмора, обыгрывающего характерные для "стрелялок" фишки. Можно было предположить что-то вроде "Детей шпионов-3", только для взрослых. Однако большая часть фильма представляет собою бледную копию картин "Чужие", и, отчасти, "Хищник". Первая половина фильма содержит довольно затянутое, но совершенно поверхностное разжевывание сложившейся на Олдуае ситуации, характеров героев и их отношений. Когда Рипер наконец превращается в сверхчеловека и идет "мочить" монстров, зрителю дают знаменитую картинку "от первого лица". Счастью зала нет предела, но оно оказывается недолгим — этим эпизодом Бартковяк словно отбывает повинность и вскоре с облегчением возвращается к предельно вторичным стандартам американского боевика. Из всего богатого арсенала фантастического оружия использован лишь автомат Разрушителя и знаменитый BFG, являющийся, по всей видимости, аннигилятором. Имеются также автоматические винтовки, помповые ружья и бензопила. Монстры в основном представлены довольно расплывчато или рапидно, очевидно, для придания таинственности, но в результате производят не слишком сильное впечатление. В фильме имеется несколько забавных эпизодов, вроде использования монитора в качестве пращи, но двухчасовой картины они не спасают. В целом же авторы ленты использовали богатые возможности и традиции "Doom-3", взятой за основу, разве что процентов на десять. Создается впечатление, что американские кинематографисты просто рассчитывали заработать на продаже культового брэнда, опираясь лишь на всесилие глобализации и рекламную кампанию. В творческом отношении постараться сочли излишним. А жаль — страшно даже представить, какую феерию из этой идеи мог бы сделать тот же Родригес или Тарантино. К счастью, Тарантино в детстве увлекался не компьютерными играми, а нормальными, не вымученными боевиками.
Борис Гришин, InterMedia