Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

10.12.2016
09.12.2016
08.12.2016
07.12.2016

"ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КУКОЛЬНЫЙ ДОМ": НЕТ, ГОВОРИТ ОН, В АМЕРИКЕ МЕСТ!

12.10.05 17:37 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КУКОЛЬНЫЙ ДОМ": НЕТ, ГОВОРИТ ОН, В АМЕРИКЕ МЕСТ!

Пресс-показ молодежной драмы "Добро пожаловать в кукольный дом" (Welcome To The Dollhouse, США, 1995, режиссер - Тодд Солондц, в ролях - Хизер Матараццо, Брендан Секстон, Виктория Дэвис, Дарья Калинина) прошел в ЦДП 11 октября.
12-летняя ученица в очках обводит затравленными глазами школьную столовую - примоститься негде. А на освобождающиеся места, отталкивая ее, тут же кто-то плюхается. Дон Уинер (Матараццо) - школьный "гадкий утенок", ее дразнят одноклассники, третируют учителя, пилят родители. Младшая сестра - всеобщая любимица, увлекающаяся балетом, все время достает бедную Дон, а старший брат, озабоченный только компьютером и выпускным резюме, просто игнорирует. Безысходность ее существования только усугубляется, когда она влюбится в старшеклассника - школьную рок-звезду, а одноклассник-двоечник с последней парты станет угрожать изнасилованием.
Тот, кто утверждает, что хорошо чувствовал себя в подростковом возрасте, либо врет, либо у него не все в порядке с головой - так считает Стивен Кинг, и с ним трудно не согласиться. Но, конечно, горше всех приходится тем, кто не похож на других, кто робок и слаб, не умеет наладить отношения с одноклассниками - постоянные издевательства и бойкоты делают их жизнь в средней школе невыносимой. В искусстве эта тема всегда останется неисчерпаемой, так как внутренний мир подростка наиболее драматичен, а восприятие жизни остро и трагично. Положение же "гадкого утенка" в школе - одна из самых экстремальных ситуаций, которая может выпасть человеку в жизни. Как говорит старший брат Дон, "потом все равно дразнить будут, но хотя бы за глаза". В литературе на эту тему нельзя не отметить Джерома Дэвида Сэлинджера и Владислава Крапивина, некоторые вещи того же Стивена Кинга - прежде всего, конечно, "Кэрри" (в 1984 году на экраны вышел одноименный фильм М.Л.Лестера с юной Дрю Бэрримор в главной роли). В отечественном кино ближе всего к "Кукольному дому" стоит "Чучело" Ролана Быкова, но там героиню на бойкот одноклассников обрекает ее собственный нравственный выбор. Фильм Тодда Солондца привлекает прежде всего отсутствием по поводу происходящего истерик и пафоса - он показывает реальность без прикрас, но и без чернухи, с тонким и добрым юмором. Всех их, в принципе, жалко — кроме, конечно, взрослых, которые выведены предельно тупыми, фальшивыми и поверхностными существами: позиция, которую можно считать единственно верной для кино о подростках. Именно взрослые персонажи с их равнодушием, стандартным мышлением, наигранным, неестественным весельем привносят в фильм элемент антиамериканского памфлета, типичного для американского инди-кинематографа.
Картина "Добро пожаловать в кукольный дом" стал первой работой Солондца (после неудачного дебюта в 1989 году), которая принесла ему успех - приз Большого жюри на фестивале в Санденсе (1996), Приз Форума молодого кино на МКФ в Берлине (1996). Замечательно сыгравшая свою роль 11-летняя Хизер Матараццо получила в 1997 году премию Independent Spirit за лучший дебют. Любопытно, что в США лента получила категорию "до 16", и это при полном отсутствии характерной для "молодежных комедий" пошлятины. Тодд Солондц удивительно тонко сочетает откровенный разговор с отсутствием шокирующих сцен. Фильм современным детям старше 10 лет на самом деле полезно посмотреть - столько им с рождения дерьма льют в уши и глаза глянцевые журналы, телевидение, даже мультики с каналов типа Nickelodeon, Fox Kids и им подобных. То, что 12-летняя девочка мечтает о любви, влюбляется в мальчиков - совершенно нормально для ее возраста во все времена. Но все, что она знает о любви - это то, что "надо делать секс". И больше ничего. В продолжение этой темы Солондц снял в 2004 году фильм "Перевертыши", где мы узнаем о судьбе Дон Уинер и новой героини - ее соседки по пригороду Авивы.
Борис Гришин, InterMedia