Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

10.12.2016
09.12.2016
08.12.2016

"ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА" В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ ПРЕВРАТИЛАСЬ В КАРНАВАЛ

06.10.05 16:08 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
"ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА" В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ ПРЕВРАТИЛАСЬ В КАРНАВАЛ

Генеральная репетиция новой постановки оперы "Волшебная флейта" В.А.Моцарта прошла на Новой сцене Большого театра 5 октября. Режиссер-постановщик спектакля — Грэм Вик (Великобритания), дирижер-постановщик — Стюард Бэдфорд (Великобритания), художник-постановщик — Пол Браун (Великобританя), художник по свету — Джузеппе ди Иорио (Италия — Великобритания). Главные партии исполнили тенор Марат Галиахметов (Тамино), австрийский баритон Флориан Беш (Папагено), сопрано Карина Сербина (Царица ночи), тенор Вячеслав Войнаровский (Моностатос), сопрано Ольга Ионова (Памина), бас Валерий Гильманов (Зарастро) и др.
Грэм Вик со товарищи устроили на сцене Большого театра самый настоящий карнавал, приуроченный к 250-летию со дня рождения Моцарта, которое весь мир будет отмечать в 2006 году. Все, что происходило на сцене, можно было увидеть словно во сне или на детском утреннике (в общем-то, тоже вполне театральном мероприятии), или даже "под кайфом" (например, Старуха является Папагено именно после того, как он "дунул" косячка). Главенствовала атмосфера какого-то безумного празднества. Масонские ритуалы самого загадочного сочинения Моцарта (по одной из легенд, сведшего композитора в могилу) никто педалировать не стал и в философские глубины усиленно не закапывался. Спектакль оказался очень ироничным интернациональным гротескным развлекательным представлением, которое, как считают постановщики, вовсе не обязано "отвечать музыке". Но это не значит, что шоу получилось легкомысленным — все основные темы и идеи произведения были сохранены. Забота режиссера заключалась, по его словам, в том, чтобы "воссоздать внутреннюю жизнь произведения так, чтобы говорить со зрителями обо всем комплексе человеческих взаимоотношений на всех уровнях — психологическом, политическим, духовном". Кроме того, считая "Волшебную флейту" близкой русской культуре, Вик и Браун подали нам сказку, "воспринимаемую через призму языческой культуры". В ней персонажи ведут себя предельно естественно и свободно, порой даже вызывающе, в паре мест балансируя на грани фривольности, однако эту грань все же не переступая.
Основной декорацией спектакля является стена, искусно исписанная граффити. Через эту стену и вываливается на сцену главный герой Тамино в исподнем, преследуемый так и не показавшимся змеем. Спасают его три милиционерши (приспешницы Царицы ночи), которые затем охаживают бездыханного юношу, суют ему в трусики баксы, зачем-то обводят живое тело мелом, ссорятся из-за него и учиняют стриптиз, открывая публике вовсе не повседневное белье… Царица ночи и ее антагонист Зарастро, как и подобает VIP-персонам, отлично "упакованы" (Царица - в меха и бриллианты, Зарастро — во фрачную тройку) и разъезжают на абсолютно настоящих "Волгах" (не рекламировать же западные машины!). Птицелов Папагено - абсолютно живой человек со всеми человеческими проявлениями - фигурирует в костюме петуха (то ли уличная реклама, то ли кукла с детского праздника), а Тамино с Паминой выходят на сцену в привычной нам современной одежде. А вот Моностатос (в опере Моцарта — злобный мавр в услужении у Зарастро) со всей свитой рабов — просто клоуны, то ли из цирка, то ли из "Макдоналдса". Неудивительно, что отношения, разыгрываемые между членами такой пестрой компании, напоминают не что иное, как капустник, а сцены кажутся по отношению к Моцарту и его героям просто издевательскими (например, когда Тамино поет знаменитую арию "Какой чарующий портрет", обращаясь к странной конструкции, состоящей из вырезанных глаз и губ). Храм мудрости во втором акте представляет собой диковинный гибрид лечебницы и пыточного комплекса, в котором Тамино, Памина и Папагено проходят установленные для них "процедуры"-испытания на пути к посвящению в ряды избранных.
В музыкальном отношении спектакль можно назвать почти состоявшимся (самое уязвимое место — оркестр). Марат Галиахметов и Ольга Ионова уверенно провели свои партии и роли и выглядели вполне гармонично. Карина Сербина и Валерий Гильманов уступали им прежде всего в вокальной ровности и чистоте интонации. А Вячеслав Войнаровский, казалось, был в плохом настроении, поэтому провел спектакль явно не на пределе своих актерских и певческих возможностей. Заслуженные овации получил безусловный лидер — роскошный Папагено Флориан БЈш, который, что понятно, находился в своей роли и партии, как рыба в воде (особенно явственно иностранец проступал в нем в разговорных диалогах) и побуждал российских коллег следовать его весьма поучительному примеру.
Премьерные представления "Волшебной флейты" пройдут на Новой сцене ГАБТа 7-9 октября.
Татьяна Давыдова, InterMedia