Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

07.12.2016
06.12.2016

"ДЕВЯТАЯ РОТА": НЕТ БОЛЬНЫХ И ЗДОРОВЫХ — ЕСТЬ МЕРТВЫЕ И ЖИВЫЕ

22.09.05 17:38 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"ДЕВЯТАЯ РОТА": НЕТ БОЛЬНЫХ И ЗДОРОВЫХ — ЕСТЬ МЕРТВЫЕ И ЖИВЫЕ

Пресс-показ военной драмы "Девятая рота" (Россия-Украина-Финляндия, 2005, режиссер - Федор Бондарчук, в ролях - Алексей Чадов, Артур Смольянинов, Константин Крюков, Артем Михалков, Михаил Пореченков, Федор Бондарчук, Александр Лыков, Александр Баширов, Алексей Серебряков, Ирина Рахманова, Станислав Говорухин, Андрей Краско) прошел в кинотеатре "Киномир" 22 сентября.
Осенним призывом 1987 года несколько красноярских парней попадают служить в Войска Дяди Васи. Студент-филолог по прозвищу Воробей, бывший детдомовец Лютый, художник Джоконда, простые сибирские ребята Стас, Чугун, Рябоконь сформированы в команду, предназначенную для отправки в ОКСВ, проще - в Афган. Но прежде им предстоит трехмесячная служба в учебке, где любить Родину и быть людьми, то есть гордостью десанта, их научит старший прапорщик Дыгало. Принципы у контуженного прапорщика простые: на войне здоровых и больных нет, а есть только живые и мертвые. Прибыв в Афганистан, молодые солдаты поступают в распоряжение прапорщика Хохла, командира девятой роты - самого лихого подразделения полка, личный состав которого - "огонь-ребята, и все, как один, отличники". Вскоре роте ставят боевую задачу: занять и удерживать высоту 3234, прикрывая армейскую колонну. Солдаты в блиндаже встречают новый, 1989 год, еще не зная, что советские войска покидают Афганистан, а их всех судьба уже поделила на живых и мертвых.
Первая серьезная режиссерская работа Федора Бондарчука является этапной не только в его жизни, но и в истории нового российского кинематографа. Это первая и достаточно удачная попытка создать серьезный современный блокбастер об армии, совместить советские традиции героического военного кино и голливудской зрелищности. Возможно, картина не сравнима по глубине с "Они сражались за Родину" и многими другими советскими фильмами, не дотягивает по профессиональной выверенности до "Апокалипсиса сегодня" и "Взвода", но в целом эффектна и органична. Главное достоинство фильма - невероятно красивые съемки: великолепно подобранные краски как бы делают кадр уже несущим эмоциональную и духовную нагрузку. Большая часть актеров отлично справляется с ролями - особо можно выделить Алексея Чадова в непростом амплуа "интеллигентного мальчика на войне", Константина Крюкова - художника, воспринимающего войну эстетически, как бы альтер эго создателей фильма. Прекрасные эпизоды сыграны Александром Лыковым (близорукий майор-подрывник) и Алексеем Серебряковым (капитан-разведчик, своеобразный Лоуренс Аравийский). Блестяще сыгран Александром Башировым прапорщик Помидор - единственное стопроцентное попадание в образ, от которого так и дышит подлинным трагикомизмом настоящей армейской службы. Прапорщик Хохол для Бондарчука-актера работа также этапная, пока Федор больше ассоциировался у зрителя с образом нового русского с репликой "не понял?!" Михаилу Пореченкову в этом году дважды довелось сыграть офицера, контуженного в Афганистане (великолепный фильм Андрея Прошкина "Солдатский декамерон"). К сожалению, образ старшего прапорщика Дыгало не отнесешь к удачным. Он слишком истеричен, все время орет. Это не только не соответствует правде жизни, но и в целом неубедительно. Между тем истеричность и гиперэмоциональность вообще характерна для "Девятой роты". Все время герои кричат и плачут, даже в перестрелке и перед смертью. Темп в картине взят слишком резвый, в результате чего драматургически грамотно решенная сцена гибели Воробья и отчаянной контратаки десантников совершенно не вызывает должного катарсиса, все слишком суетливо, даже появление "бога из машины" всех войн - вертолетов Ми-24. В целом картина сделана как в меру пафосная героическая сага, не претендующая на детальную достоверность, а такого рода недочетов в ней масса, начиная с призывников, открыто пьющих водку прямо на сборном пункте, отсутствия сержантов в учебке, хода боевых операций, массы бытовых моментов и многого другого, что невольно разочаровывает реально служивших в Советской Армии людей. Глинобитные мазанки кишлака взрываются под ударами "Града" как бочки с бензином - ну, это в угоду голливудским стандартам зрелищности, ошибка малозначительная. Лучшим эпизодом фильма стали сцены отправки десантников к месту службы на АН-28, прибытия на Афганский аэродром и авиакатастрофы. Съемки не только фантастически красивы, но и несут глубокую смысловую нагрузку, буквально до костей пробирая метафизическим предчувствием грядущих трагических событий.
Борис Гришин, InterMedia