Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

04.12.2016
03.12.2016
02.12.2016
01.12.2016

"НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ": МАСТЕР И МАРГАРИТА С МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ЗАВОДА

29.08.05 18:16 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ": МАСТЕР И МАРГАРИТА С МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ЗАВОДА

Премьера фильма 'Не хлебом единым' (Россия, 2005, режиссер - Станислав Говорухин, в ролях - Светлана Ходченкова, Михаил Елисеев, Виктор Сухоруков, Алексей Петренко, Александр Розенбаум, Евгений Гришковец) состоялась в рамках III фестиваля 'Московская премьера' в Доме кино СК РФ 27 августа.
Инженер-самоучка Михаил Лопаткин бросил преподавать в школе физику и занимается созданием принципиально новой машины для отливки труб из чугуна. Директор крупного уральского металлургического комбината Дроздов, зная о перспективной разработке, препятствует ее внедрению. Вскоре Дроздова переводят в Москву на министерскую должность, туда же в поисках правды отправляется и Михаил. Жена Дроздова, узнавшая о подлых действиях мужа, решает помочь талантливому изобретателю и вскоре влюбляется в него. Вместе они находят приют у полусумасшедшего профессора МГУ, за которым следит иностранная разведка. А за Михаилом уже следит МГБ.
Одноименный роман Владимира Дудинцева стал в 50-е годы настоящим мировым бестселлером, но вскоре был запрещен в СССР, а его автор повторил в какой-то степени судьбу Михаила Лопаткина: писателя нигде не печатали, он жил в крайней бедности. История гениального изобретателя-самоучки удивительно напоминает фабулу 'Мастера и Маргариты' - есть в ней и рукопись, которая не горит, и своеобразный Воланд в звании генерал-майора. Однако вместо мистики и лукавой подмены понятий, снискавших небывалую популярность роману Михаила Булгакова, 'Не хлебом единым' тонко передают своеобразную романтику большого производства и подпольной научной работы. Этим вопросам в фильме уделяется не меньшее внимание, чем отношениям и чувствам героев, обе линии одинаково увлекательны. Станислав Говорухин изменил лишь финал, сделал его более жестким, чем у Дудинцева. Тем не менее концовка фильма оставляет странно благостное ощущение. Картина снята в лучших профессиональных традициях советской киношколы, но без вынужденного идеологического контекста. Черно-белое изображение усиливает ощущение ретро, но прекрасная игра актеров все же слишком современна. Новая лента Говорухина лишена некоторой претенциозности и искусственности 'Ворошиловского стрелка', заметно ровнее и динамичнее, чем 'Благословите женщину'. Чувство безысходности и надвигающейся беды, сопровождающее Михаила Лопаткина, замечательно сочетается с очарованием его возлюбленной и массой блестящих юмористических эпизодов, лучшие из которых связаны с добрым гением-маньяком в неподражаемом исполнении Алексея Петренко. Люди, создающие не вписывающиеся 'в формат' уникальные разработки, во все времена вытеснялись на социальное дно - Лопаткин не только 'Мастер', но и 'Левша'. Картина получилась о том, как 'никому ничего не нужно', и если пятьдесят лет назад героев этой истории спасло предчувствие космоса, в наше время искатели-одиночки обречены.
Борис Гришин, InterMedia