Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

08.12.2016
07.12.2016

"ЧАМСКРАББЕР": ЧТО СВАДЬБА, ЧТО ПОМИНКИ

26.06.05 20:18 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"ЧАМСКРАББЕР": ЧТО СВАДЬБА, ЧТО ПОМИНКИ

Показ фильма "Чамскраббер" (Chumscrabber, США, 2004, режиссер - Арье Посин, в ролях - Джейми Белл, Ральф Файнс, Рита Уилсон, Гленн Клоуз) состоялся в рамках конкурсной программы XXVII ММКФ в киноконцертном зале "Пушкинский" 25 июня.
Провинциальный город в Южной Калифорнии, технократический рай без хлопот и забот, где всегда тепло и безоблачно. Одинаковые чистые улицы, одинаковые пластиковые виллы в два этажа, которые не кажутся роскошными только потому, что других здесь нет. Ощущение счастья можно купить в виде таблеток, так же как любую вещь. Старшеклассник Дин Стиффл (Джейми Белл) заходит к своему другу Трою за очередной порцией наркотиков и обнаруживает его повесившимся. Чтобы не портить родителям Троя вечеринку, Дин молча уходит. Общаться ему теперь особо не с кем - отец мнит себя выдающимся писателем-психотерапевтом и с ободряющей улыбкой лечит сына антидепрессантами, мама - "партнер" в системе сетевого маркетинга, распространяет разноцветные витаминные комплексы, младший брат Чарли не отрывается от компьютерной игры "Чамскраббер". Герой этой игры - житель такого же американского городка, выживший в ядерной войне. Все соседи превратились в мерзких мутантов, и он дерется с ними, нося собственную голову в руке. В такое же существо превратился повесившийся Трой, который является иногда Дину в виде хай-тековского привидения. Одноклассники Дина во главе с хулиганом Биллом, который мечтает стать летчиком, требуют принести им оставшийся от Троя запас "drugs", но Дин презрительно посылает этих уродов к черту. Билл с дружками решают в отместку похитить Чарли, но Чарли им попался не тот - сын местной предпринимательницы, собравшейся замуж за мэра. Мэр страдает странным раздвоением личности, его маниакально тянет к воде и мистически что-то связывает с дельфинами. Дом Троя расположен напротив дома похищенного Чарли, поминки и свадьба назначены на один день. Одинаковые автомобили одной и той же фирмы, обслуживающей подобные ритуалы, словно танцуя, зловеще разворачиваются на площади. На похищение Чарли никто не обращает внимания - так же, как на кражу картины в "Стариках-разбойниках", и Билл с приятелями, чтобы не сесть в тюрьму за киднеппинг, решают убить мальчика. Страшная развязка наступает посреди свадьбы и поминок.
Последний фильм конкурсной программы XXVII ММКФ оказался настоящей шкатулкой с сюрпризами. Картину, которую смело можно поставить в один ряд с "Девственницами-самоубийцами", "Красотой по-американски" и "Эдвардом руки-ножницы" до сих пор трудно было представить в конкурсе ММКФ. Режиссер ленты Арье Посин отлично говорит по-русски: его отец окончил ВГИК и "топтал" советскую зону, родители познакомились в 60-е на Московском кинофестивале. Продюсеры фильма работали со Стивеном Спилбергом и Квентином Тарантино. Наконец, актер Джейми Белл сыграл главную роль в другой сенсации XXVII ММКФ - "Дорогая Венди" Томаса Винтерберга - в том же амплуа; действие 'Венди' также происходит в провинциальной "одноэтажной Америке". Джейми блестяще играет очередного Холдена Колфилда, взирающего на всеобщее помешательство в стиле 'скажите 'cheese' с аномальным гамлетовским здравомыслием. Непонятно с какой головной боли (а скорее всего - благодаря клишированному мышлению) приписываемый некоторыми критиками Томасу Винтербергу антиамериканизм заявлен Посином с пугающей уверенностью. США и их противоестественный, агрессивно навязываемый через экономику и шоу-бизнес американский образ жизни справедливо нелюбим во всем мире культурными людьми. И эта нелюбовь создает для "антиамериканской" сатиры отличный рынок, а антиамериканизм превращается в ходовой товар. Хочется верить, что Арье вполне искренне создавал свой памфлет-предупреждение о вере в чудо-таблетки, однако блистательный, но слишком расчетливый профессионализм, с которым сделан фильм, все-таки настораживает. Умение продать все, что угодно, как раз и превратило американских обывателей в фальшивых мутантов с пустыми глазами и ослепительными улыбками. Схожее место действия и аналогичный герой, исполненный к тому же одним и тем же артистом, неизбежно вынуждают сравнивать картину с главным открытием XXVII ММКФ - пресловутой "Дорогой Венди" Винтерберга. Что публика - женского рода, известно давно, но, оказывается, и кинокритик - не очень мужская профессия. Редкий восторг, с которым журналисты встретили "Чамскраббер" (не преминув пнуть "Дорогую Венди"), доказывает, что для успеха нужно уверенно и умело брать зрителя за шкирку, а не предлагать искренний, чувственный и проникнутый тонким юмором разговор о любви, фантазии и реальности. В фильме Винтерберга револьвер Венди отдается самоуверенному мужлану, изменяя трогательному фантазеру Дику-Беллу. Видимо, непреднамеренно датский режиссер цитирует стихотворение Бодлера "Клинки" (в одном из вольных переводов его на русский речь идет, кстати, именно об огнестрельном оружии). Невероятно, но ситуация на XXVII ММКФ по-своему претворила эту коллизию в жизнь, и фильм Винтерберга оказался в щемящей роли непонятого фантазера, "Чамскраббер" - умелого воина, а пресса - в роли доверчивой гулящей револьверши. Ну а жюри оказалось в роли недалекого шерифа, который, согласно законам жанра, несет гибель мечтателям и у Винтерберга, и у Арье Посина.
Борис Гришин, InterMedia