Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

05.12.2016
04.12.2016
03.12.2016
02.12.2016

"БАЛКАНКАН": ПО БАЛКАНАМ ЗА ТРУПОМ В КОВРЕ

27.06.05 16:22 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"БАЛКАНКАН":  ПО БАЛКАНАМ ЗА ТРУПОМ В КОВРЕ

Показ фильма "Балканкан" (Bal-can-can, Македония-Италия-Великобритания, 2005, режиссер - Дарко Митревски, в ролях - Владо Йовановски, Джанлука Курти, Алессандро Вердеччи, Карло Дуси) прошел в рамках конкурсной программы ХХVII ММКФ в киноконцертном зале "Пушкинский" 24 июня.
Два брата-македонца Серафим и Витомир проживают жизнь "маленьких цезарей" в мире криминалитета социалистической Югославии: понемногу фарцуют и подворовывают. Однажды нечестный человек по имени Сефект Рамадани провоцирует братьев на крупное дело. Попытка ограбления поездного состава в Дубровнике оборачивается подставой. Серафима ловит полиция и сажает в тюрьму, Витомир бросает брата, прыгает в море и, переплыв Адриатику, попадает в Италию. Со временем он становится крупным криминальным авторитетом и, соответственно, зовется доном Вито (пламенный привет Марио Пьюзо и Фрэнсису Форду Копполе). Стоит ли удивляться тому, что его сын получает имя Сантино? Прожив очень долгую жизнь, дон Вито так и не смог забыть своего брошенного в Македонии брата. Перед смертью он просит Сантино позаботится о сыне Серафима - Трендафиле. Тем временем Югославия уже полыхает безумным пламенем гражданской войны. Пацифист Трендафил прячется от призыва в армию и, захватив жену и выжившую из ума тещу, начинает путешествие на восток. По дороге внезапно умирает теща, достойно похоронить которую в пути не представляется возможным. Завернув покойницу в ковер, семейная пара поворачивает обратно. По дороге ковер преступно крадут неизвестные. Трендафил призывает на помощь итальянского брата, и в поисках пропажи ребята перевернут Балканы верх дном.
У шведского классика Пера Лагерквиста есть рассказ 'Улыбка вечности', где мертвецы в преисподней рассказывают друг другу истории своей жизни. Режиссер Дарко Митревски в том же стиле начинает свою феерическую историю: прологом к ней служит разговор в морге трупов с равнодушными бирками на ногах, где от лица Сантино и ведется повествование. Черный юмор и изобразительный ряд этого балканского бурлеска во многом ориентирован на синефилов: Сантино сам является таковым и цитирует мировое кино чуть ли не в каждой ситуации, варьируя диапазон примеров от Джеки Чана до Хамфри Богарта. После этого неуемного фонтанирования финальное посвящение Билли Уайлдеру, конечно же не станет неожиданностью. Массовый зритель знаком с балканским кинематографом в основном по картинам Эмира Кустурицы. Однако, глядя на работу Дарко Митревски, становится окончательно ясно, что трагические югославские события по-особому подорвали местное сознание; последствия массового взрыва - зашкаливающая витальная избыточность происходящих на экране событий и фирменный балканский коктейль трагикомических штучек на грани безумия. "Балканкан" очень красив визуально - режиссеру явно не откажешь в таланте. Однако во всем происходящем чувствуется слишком выверенная продуманность как сценарных ходов, так и большинства кадров. Выглядит это так, словно Митревски, который еще является и автором сценария своего фильма, слишком хорошо изучил рецепт коммерчески успешного, но при этом неглупого кино и выдал продукт, который по определению должен понравиться всем. И он действительно нравится, особенно памятуя о том, что мы имеем дело с конкурсной картиной ММКФ, которая редко балует зрителя оригинальностью. Несмотря на то, что "Балканкан" безусловно один из лучших фильмов конкурса ("Дорогая Венди" здесь не в счет), этот слишком явный коммерческий ход (ближе к финалу, к примеру, неожиданно возникает модная ныне тема продажи органов) вносит небольшое чувство досады в приятное послевкусие. И когда Сантино умирает, цитируя Богарта в "Касабланке", уже не знаешь радоваться этому или огорчаться: упоминать старину Боги в наши дни - уже слишком очевидное клише.
Анастасия Белокурова, InterMedia