Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

03.12.2016
02.12.2016
01.12.2016

"ВХОДИТЕ БЕЗ СТУКА": БЕСКОНЕЧНАЯ ИСТОРИЯ

27.06.05 15:18 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"ВХОДИТЕ БЕЗ СТУКА": БЕСКОНЕЧНАЯ ИСТОРИЯ

Показ фильма 'Входите без стука' (Don't Come Knocking, Франция-Германия, 2005, режиссер - Вим Вендерс, в ролях - Сэм Шепард, Джессика Лэнг, Тим Рот) в рамках программы 'Гала-премьеры' XXVII ММКФ прошел в кинотеатре 'Ролан' 26 июня.
Говард Спенс (Сэм Шепард) - вышедший в тираж ковбой, точнее - актер, сделавший карьеру в вестернах. Когда-то он был на коне, но его звезда явно катится к закату. Время вестернов и 'мачистых' мужиков в шляпах в прошлом, Спенсу остается лишь маяться былой славой. И вот на съемках очередного априори немодного фильма он решает просто-напросто удрать куда подальше. Но студия решает, что Спенс, в отличие от хрестоматийного анекдотического Неуловимого Джо, еще пригодится, и за ним вдогонку незамедлительно посылают бесстрастного детектива (Тим Рот), чтобы вернуть престарелую звезду на съемочную площадку. Говард тем временем, как примерный сын, направляется в гости к матери. Семейная идиллия заканчивается ночным дебошем Спенса в казино, расположенном по соседству. Сердобольная матушка вызволяет сына и, видимо, для пробуждения совести последнего, рассказывает ему, что у него, возможно, есть сын. В результате поисков Говард обнаруживает не только сына, но и дочь - для которых он воистину является Неуловимым Джо, так как в отеческой заботе они давным-давно не нуждаются. Попутно ковбой делает предложение некогда любимой женщине (Джессика Лэнг) - с опозданием лет этак на тридцать.
Вендерс как никто другой знает толк в ковбоях и Америке - точно так же, как знает он толк в путешествиях и дороге. Самое естественное пространство для его фильмов - пыльная дорога без начала и конца где-то посреди Америки ('Париж, Техас'). Эти дороги бороздят туда-сюда в каком-то похмельном полузабытье потерявшие ориентиры ковбои ('Американский друг'). Впрочем, главный герой может быть вовсе не ковбоем, а, скажем, журналистом ('Алиса в городах'), и действие будет происходить не в Америке, а где-нибудь в Европе - например, в Португалии ('Лиссабонская история'). Но это все равно будет один и тот же фильм - бесконечное фирменное вендерсовское роуд-муви. Возможно, у этого путешествия и была изначально какая-то цель, да только и режиссер, и герои успели о ней благополучно позабыть. Главное развлечение при таком раскладе - меланхоличное созерцание прогорклых пейзажей, таких же печальных, как кофе в придорожных забегаловках. Вообще, в случае Вендерса крайне уместно звучит пассаж Толкиена относительно того, что 'надо быть очень осторожным, выходя из дома, потому что тропинка, начинающаяся у крыльца, на самом деле дорога, а дорога бесконечна; и если потерять бдительность, то можно обнаружить, что ты чужак в чужой стране, а как ты тут оказался неведомо и тебе самому'. Ковбои - это такой специфический атавизм славного американского прошлого: носители подзабытых высоких идеалов. Таким же атавизмом кажется новая лента Вендерса. 'Входите без стука' не избежать настойчивых сравнений с 'Париж, Техас'. Двадцать лет назад режиссер уже поведал историю мужчины, который отправляется на американский Запад, чтобы найти своего отпрыска, а заодно и некогда любимую женщину. Непутевый папаша, в чью дверь давно и упорно стучится кризис уже даже не среднего возраста, начинает копаться в своем прошлом, ищет контакта с заново обретенным потомством, замаливает грехи прошлых дней в надежде обрести элементарную человеческую целостность, проще говоря, себя. Вопрос в том, зачем Вендерсу понадобилось на новый лад переснимать старую историю, причем свою же. Спустя двадцать лет антураж 'Входите без стука' кажется вызывающе старомодным. Но это говорит только о том, что режиссер все это время трудился на съемочной площадке одного-единственного фильма. Там, где снимают вестерны со стареющими звездами-ковбоями в главных ролях.
Катерина Нежельская, InterMedia