Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

27.04.2017

"ДУРА": ИЗ 30 В 13

23.06.05 14:55 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"ДУРА": ИЗ 30 В 13

Показ фильма "Дура" (Россия, 2004, режиссер - Максим Коростышевский, в ролях - Оксана Коростышевская, Евгений Редько, Регина Мянник, Александр Балуев, Ольга Волкова) прошел в рамках программы "Гала-премьеры" XXVII ММКФ в киноконцертном зале "Пушкинский".
Подающий надежды провинциальный писатель Саша Мушкин (Редько) получает в столичном издательстве отказ с формулировкой "Вы не Толстой". В отчаянии непризнанный гений разбрасывает листы рукописи с моста, где и знакомится с неудачливой актрисой Лизой Тулиной (Мянник). После смерти мамы Лиза живет с сестрой-близнецом Ульяной (Коростышевская), инвалидом детства второй группы. В результате родовой травмы мозга Ульяна по своему интеллектуальному развитию остается вечным ребенком, гиперэмоциональным, непосредственным и малоадекватным. Сплошная головная боль для сестры, которая ухаживает за ней, жалеет, но зачастую довольно грубо покрикивает. У Саши с Лизой завязывается тихий уютный роман современных творческих интеллигентов-аутсайдеров, Лиза пробуется на серьезную роль в театре, Саша приступает к работе "литературным негром". Но начитавшейся "женских" романов Ульяне неймется - она решает отбить Мушкина у сестры, и вскоре Саша с ужасом понимает, что несчастная дурочка ему интереснее обыкновенной актрисы.
'Во взрослом теле душа ребенка' - так создатели фильма определяют образ главной героини. Однако степень ее недоразвитости, особенности поведения и манера одеваться заставляют говорить скорее о некоей, достаточно условной, олигофрении. "Дура" - это мейнстрим в сугубо советских традициях жанрового кино. Картина по стилистике напоминает работы позднего Эльдара Рязанова (Коростышевская - Джекки в "Тихих Омутах") и, к сожалению, столь же поверхностна и надуманна. Стоит отдать должное смелости и профессионализму Оксаны Коростышевской - ее роль крайне сложна, все те кривляния, которых она требует, легко могут вызвать чувство неловкости. Актрисе удается грамотно использовать актерский инструментарий, ВГИКовская школа дает о себе знать. Вместе с тем большая часть смешных моментов несколько вульгарна. Шутить со словом "жопа" - дело серьезное, а Коростышевская - не Раневская, так же, как Мушкин - не Толстой. Коростышевской удается лишь внешняя сторона своей роли, чрезмерно подчеркнутая дурацкими нарядами. В глубину образа нет даже попытки проникновения. Это совершенно естественно - для этого потребовалась бы система Станиславского, "я в предлагаемых обстоятельствах". Ну как нормальная современная женщина может предположить, что она - имбецил? Впрочем, авторы фильма, судя по всему, имели в виду нечто другое - не дауна, а человека не от мира сего, "ненормального" не в медицинском, а в социально-бытовом смысле слова, наивного "чудика", не принимаемого обществом. Однако создатели "Дуры" не то что не справляются с этой задачей, а даже не представляют себе, как к ней подступиться. В жизни такие люди совсем не похожи на даунов - скорее им присущ легкий аутизм. И, разумеется, интеллектуально они даже слишком хорошо развиты, обладают тонким вкусом (в отличие от Ульяны, зачитывающей до дыр "женские" романы в мягкой обложке) и зачастую талантливы. Разумеется, с подобной ролью может справиться лишь актриса, которой самой 'по жизни' присущи такие черты. В подобном амплуа можно представить Алису Фрейндлих, Евдокию Германову, Инну Чурикову, причем совершенно независимо от возраста (Фрейндлих в фильме "На Нижней Масловке" играет "вечное дитя", которому за 90). Все это в очередной раз заставляет говорить о заметном падении творческого уровня актеров нового поколения, об этом даже ведут разговор в начале фильма Лиза и Саша. Непонятно только, что хотят сказать нам авторы "Дуры" - не судите нас строго? В происходящем и нет ничьей вины, время такое. Тот же Рязанов снимал до "Забытой мелодии для флейты" безупречные шедевры, а последние его фильмы кое-как вытягивали лишь многочисленные звезды старой школы.
Тема детского сознания в теле взрослого человека не впервые воплощается на киноэкране. Помимо известной молодежной комедии "Из 13 в 30", нельзя не вспомнить фантастическую ленту Рокета Рошана "Ты не одинок" (Индия, 2003), где персонажа, близкого к Ульяне, юношу, в результате родовой травмы застрявшего в детстве, воплотил Ритик Рошан. Его герой лишен признаков олигофрении, нормально одевается - он просто ведет себя как 13-летний мальчик. Ритику удается передать детскость более тонко, он не переигрывает, как порой Коростышевская. Конечно, системой Станиславского здесь также не пахнет, но у индийского кино совсем другие традиции и задачи. Да и инопланетянин Джаду к русской "Дуре" не прилетит.
Борис Гришин, InterMedia