Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

07.12.2016
06.12.2016

'ПОСЛЕДНИЕ ДНИ': КОБЕЙН ОБ ЭТОМ НИЧЕГО НЕ ПИСАЛ

20.06.05 16:45 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
'ПОСЛЕДНИЕ ДНИ': КОБЕЙН ОБ ЭТОМ НИЧЕГО НЕ ПИСАЛ

Показ фильма 'Последние дни' (Last Days, США, 2005, режиссер - Гас Ван Сэнт, в ролях - Майкл Питт, Лукас Хаас, Ася Ардженто, Скотт Грин, Николь Вичиус) в рамках программы 'Восемь с половиной фильмов' ХХVII ММКФ прошел в Федеральном агентстве по культуре и кинематографии 18 июня.
Рок-музыкант Блейк, явно не в себе, долго сидит у реки и что-то бормочет. Неторопливо справляет нужду в воду, медленно идет по лесу, греется у костра. Затем возвращается в свой особняк, облачается в женскую комбинацию, берет ружье и маниакально целится в спящих гостей. Следующая стадия поведения: свитер а-ля Фредди Крюгер, попытки 'въехать в реальность', писать, музицировать, и снова долгие прогулки по окрестностям. Блейк мало говорит, еще меньше думает. Одна мысль засела в его голове и монотонно стучит назойливым метрономом: 'Так больше нельзя'. Тем временем дом осаждают рекламный агент, сектанты-близнецы, работники звукозаписывающей компании и другие обитатели социума. Так проходят последние дни великого музыканта.
Этот фильм завершает трилогию Гаса Ван Сэнта, навеянную газетными сюжетами: галюциногенный 'Джерри', экстремальный 'Слон' и вот теперь - психоаналитические 'Последние дни', посвященные самоубийству Курта Кобейна - личности, как никто из музыкантов, воплотившей в жизнь нехитрый принцип 'все на продажу'. Фильмы, посвященные иконам рок-музыки, по странному стечению обстоятельств редко вызывают сочувствие к своим героям. Режиссеров прежде всего привлекает изображение пороков; моменты творчества и задатки интеллекта практически игнорируются. В случае с 'Последними днями' ситуация еще плачевнее. Неудивительно, что Блейк бубнит себе под нос, что так больше нельзя. Стремительно деградирующие обитатели особняка вообще не имеют права на существование, и каждый из них просто обязан пустить себе пулю в лоб - есть надежда, что, может быть, тогда в мире хоть что-нибудь изменится к лучшему. Вся эта бессмысленная жизнь насекомых не стоит ни пролитых слез, ни долгой памяти. И дело даже не в личности Кобейна, а в том, что за вариант нам предлагает режиссер. Вернувшись из большого кино к экспериментальным малобюджеткам, Ван Сэнт постепенно продемонстрировал, как художник приходит к кризису. Если в 'Джерри' и была какая-то патологическая прелесть, то в 'Последних днях' ничего, кроме внутреннего тупика, найти не удастся. Ясно и то, что Ван Сэнту просто уже нечего сказать, а попытка обращения к личности Кобейна выглядит в лучшем случае спекуляцией в стиле самого лидера Nirvana. То, что Ван Сэнт называет свое детище 'возбудителем сенсорных ощущений', в высшей степени самонадеянно. Фильм не вызывает у зрителя ничего, кроме раздражения своим мелкотемьем, редкостным занудством и полным отсутствием одухотворенности. Становится страшно за Майкла Питта, который, по его собственным словам, 'буквально перевоплотился в Курта Кобейна'. Становится страшно за Асю Ардженто, которая неизвестно зачем предстает на экране стриженой очкастой тусовщицей - этим ее роль ограничивается. А вот за Гаса Ван Сэнта не страшно. Мрачность падения режиссера, как и его героя, может послужить наглядным примером того, как делать не следует. А тем, у кого возникнет желание посмотреть картину, рекомендуется последовать примеру Кортни Лав - попросту проигнорировать это кинособытие.
Анастасия Белокурова, InterMedia