Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

04.12.2016
03.12.2016
02.12.2016

"ОФИЦЕРЫ"

01.06.05 19:54 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"ОФИЦЕРЫ"

'Крупный план'. Релиз DVD состоялся в апреле.
(СССР, 1971, режиссер - Владимир Роговой, в ролях - Алина Покровская, Георгий Юматов, Василий Лановой.)
Юный курсант пулеметной школы Алеша Трофимов (Юматов), только что награжденный 'за отличную стрельбу и верное понимание момента' красными штанами, кидается защищать от хулиганов хорошенькую барышню. 'Мерси' - с интересом говорит Люба (Покровская), 'Бывает' - смущенно отвечает Алеша. На первое свидание он вместо цветов притащит полено, что в восемнадцатом году не могло не покорить образованную девушку. Простоватый и робкий (пока дело не дошло до драки), Алеша привезет молодую жену в Туркестан, где они встретят лихого комвзвода Ивана Варраву (Василий Лановой) - красавца, умницу, блестящего офицера и галантного кавалера. Алексей и Иван пронесут свою дружбу и любовь к одной женщине от красных штанов до красных лампасов, через всю жизнь, полную кровавых сражений. Измен в этой жизни не будет.
Главный фильм о Советской Армии вообще и ее офицерском корпусе в частности сделан, в принципе, как сугубо пропагандистское полотно, полнометражный рекламный ролик с запоминающимся слоганом: 'Есть такая профессия - Родину защищать'. Удивительно, как эти слова, сказанные военспецом из дворян, бывшим царским офицером, пропустил идеологический отдел ЦК КПСС - ведь фактически они ставят военных не только выше любой идеологии, но и выше Присяги государственному строю. Алексей до седых висков будет хранить портсигар своего первого командира с надписью 'Его Благородию, господину поручику: Август 1915, Галицiя' (русские войска, кстати, отступали тогда). Впрочем, картина получилась не об этом, и даже не об истории Советской армии. Эта история - только фон, хотя и щемяще-героический, на котором разворачивается удивительная история любви. Варрава похищает фельдшера для рожающей от друга любимой женщины, искренне радуется мальчику и, на ходу спрыгнув из поезда, собирает ей букет полевых цветов. 'Ванечка:' - нежно шепчет Любаша. Ради того, что бы только видеть ее, Варрава готов заставить самолет совершить экстренную посадку или предложить мужу перевод в Москву, но Люба спросит лишь - что с Алексеем? И лихой генерал-полковник, дважды Герой Советского Союза, сохранивший привычку рвать цветы в неположенном месте, одиноко уйдет вверх по парадной лестнице своего штаба, как когда-то одиноко улетал на самолете, с потухшими глазами уезжал прочь воинским эшелоном. А всю жизнь влюбленные друг в друга Алексей и Люба вернутся в родную дивизию.
Удивительно, как много событий авторы фильма уложили всего в полтора часа экранного времени, начав с приключений, погонь и перестрелок. Плакатность картины разбивается о целый ряд небольших новелл, сделанных с редким мастерством, наполненных множеством забавных подробностей и лирическим юмором. Диапазон сцен - от веселья, самоиронии и бытовых зарисовок, до предельно драматичных эпизодов, например, когда Люба догадывается о гибели сына. Сколько раз увидишь его: Комок встает в горле, когда смотришь, как она в отчаянии бьется о разбитое стекло в санитарном поезде. Пафос, неизбежный для фильмов такого рода, нигде не кажется фальшивым. Так, в одном из эпизодов Люба, увлеченно закатывавшая Трофимову сцену в духе 'с меня хватит', вдруг с ужасом видит изуродованную ранениями спину мужа. Эти шрамы - не грим, а память о настоящих фашистских пулях и осколках, чуть не отправивших на тот свет юнгу Дунайской флотилии Жору Юматова, представленного за взятие Вены к Звезде Героя. В этой героической саге актерам не требовалось 'на роли героев вводить себя'. Это уже было сделано судьбою.
Концовка фильма представлена в форме нарезки 'кадров, не вошедших в фильм', органично перемешанных с кадрами кинохроники. Мы видим, как погибал сын Трофимовых, как раненого Варраву бойцы уносят с передовой, узнаем, что случилось с невесткой Любы, оставившей свекрови маленького ребенка, и сбежавшей на фронт. Как вся жизнь офицеров стала только землей и травой.
Борис Гришин, InterMedia