Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

24.09.2017
23.09.2017
22.09.2017

ФЕСТИВАЛЬ БРИТАНСКОЙ АНИМАЦИИ: ТАКАЯ НЕЛЕПАЯ СМЕРТЬ

20.04.05 19:15 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
ФЕСТИВАЛЬ БРИТАНСКОЙ АНИМАЦИИ: ТАКАЯ НЕЛЕПАЯ СМЕРТЬ

Фестиваль британской анимации проходил в большом зале Центрального дома предпринимателя с 15 по 17 апреля. Представленные на фестивале новейшие короткометражки обо всем на свете, снятые для канала Channel 4, не только радуют глаз и волнуют чувства, но и подталкивают к совершенно оскаровоуайлдовскому заключению: не бывают мультфильмов детских и взрослых, бывают мультфильмы хорошо нарисованные и плохо нарисованные.
Включенные в программу короткометражные мультики вместе составляют дикое попурри из трехмерной и 'плоской' графики, филигранно отрисованных картинок и топорного примитивизма, мягких полотен и контрастного минимализма. Да и по настроению они варьируются от смачного черного юмора до надтреснутой элегии. Всю эту энтропию немного смиряет тематическое разграничение. Мультики в зависимости от заявленной темы (которой, надо сказать, они далеко не всегда соответствуют) поделены на четыре показа: 'Любовь и смерть: британские мультфильмы о прекрасном', 'Смерть: британские мультфильмы об ужасном', 'Познание: британские мультфильмы об удивительном' и 'Люди и вещи: британские мультфильмы о печальном, с рекламными паузами'.
Что естественно, ваш корреспондент посчитал наиболее репрезентативной и достойной внимания программу мультиков о смерти и отправился на нее, приготовившись от страха съесть мобильный телефон. Едва застрекотали проекторы, со мной и правда случился легкий шок - правда, то был шок не испуга, но удивления. Еще бы: вместо беспросветного ужаса на зрителей обрушился такой разухабистый балаганчик, что даже мультяшки Тима Бартона на этом фоне кажутся пугающими. Первый же мультик 'Как пережить смерть' (How To Cope With Dead, 2002, режиссер - Игнасио Феррерас), рисующий изначально анекдотичную ситуацию: к залипшей у телевизора дряхлой старушке подкрадывается крылатая Смерть собственной персоной - выливается в ошеломительную рукопашную схватку боевой старушки с обескураженной Костлявой. Бабушка, оказавшаяся не робкого десятка, доблестно мутузит валькирию; так сказать, камера демонстрирует кульбиты, явно позаимствованные из 'Матрицы' - а ты, как на боксерском матче, орешь: 'Так ее! Левой! Костылем добивай!' Между тем, идущая следом картина 'Обладание' (To Have And To Hold, 2003, режиссер - Эмили Мантелл) вызывает совершенно противоречивые чувства. Эта фрейдистская арт-провокация изображает абстракции, напоминающие гротескные женские тела и абстракции, напоминающие гипертрофированные мужские гениталии. Существа, похожие на женщин, водят на поводках существ, похожих на фаллосы, играют с ними, ласкают и гладят против шерсти. Фаллосы отвечают хозяйкам преданностью и покорностью. Весь этот макабр, главное достоинство которого - энергичный саундтрек, попеременно вызывает то крайнее омерзение, то восхищение смелостью антифеминистского пафоса. Вершина показа - мультик 'Крохи' (Little Things, 2002, режиссер - Дэниел Гривз), запечатлевший семь пикантных зарисовок английского быта. Мелочи повседневной жизни (вроде автоматически выключающихся светильников в гостиницах или необходимости на свидании купить презерватив) поданы с драйвом какого-нибудь 'Шоу Бенни Хилла', и до того умиляют, что понимаешь: именно по этим 'крохам' бытия будем скучать, случись завтра конец света.
На этом оптимистичная часть программы заканчивается так же неожиданно, как и началась. Уже следующий мультик 'Рыбы не спят' (Fish Never Sleeps, режиссер - Гаэль Дэнис) являет собой грустную историю официантки в суши-баре, страдавшую от бессонницы и в итоге оказавшуюся на продовольственном конвейере бок о бок с близкой ее сердцу рыбой - любителям Мураками понравится. Дальше начнется совсем уж мракобесие: то оживет и станет распространять монологи Уильяма Берроуза уродливое чучело, которое, оказывается, суть демон разрушений А Пук (Ah Pook Is Here, 1994, режиссер - Филип Хант), то сумасшедший ученый, насмотревшийся на луну и превратившись в человека-волка, полетит по Солнечной системе на ракете, пробивая насквозь планеты (Woolfman, 1999, режиссер - Тим Хоуп). Очень схожи два выполненных в черно-белой графике мультфильма на классические темы - 'Прелести войны' (Pleasures Of War, 1998, режиссер - Руфь Лингфорд) о роли женщин в военных конфликтах и 'Матушка и смерть' ('Death and the mother', 1998, режиссер - Руфь Лингфорд) о матери, которая пустилась в погоню на тот свет за укравшей ее ребенка Смертью - сделавшая их Руфь Лингфорд, видимо, в крайней степени мизантропична: настолько они погружают в состояние полнейшей безнадеги. Иногда прорываются социальная критика. Если она подается в чистом виде, как, например, в мультике 'Папа умер' ('Dad's dead', 2002, режиссер - Крис Шеперд), то получается зрелище пустое и убогое, если замешана на превосходном абсурдистском юморе, как в истории бунтующих колобков 'Протест' (Deviant, 1999, режиссер - Эойн Кларк) или урбанистическом триллере об опасностях хождения по магазинам 'М-р Джессоп' (Mr Jessop, 1994, режиссер - Брайан Вуд) - то выходит настоящая феерия. Все же англичане - странные люди. Если говорят о смерти в шутку, получается и остроумно, и поучительно, а если принимают в этом вопросе назидательный и серьезный тон - то караул, мама, нужно собирать осколки мозга.
Игорь Веселов, InterMedia