Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

10.12.2016
09.12.2016
08.12.2016

ФИНСКИЙ ОРКЕСТР ИГРАЛ БЕЗ ДИРИЖЕРА

18.04.05 13:57 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
ФИНСКИЙ ОРКЕСТР ИГРАЛ БЕЗ ДИРИЖЕРА

Открытие VI международного фестиваля камерной музыки 'Musica Viva собирает друзей' с участием камерного оркестра Avanti! (Финляндия) п/у Кари Крикку и солистов Александра Рудина (выступившего в этот вечер в качестве солиста-виолончелиста и дирижера) и Кари Крикку (кларнет, Финляндия) состоялось 16 апреля во Врубелевском зале Третьяковской галереи. Небольшая, на первый взгляд, программа концерта была очень разнообразной - здесь звучала классическая и романтическая музыка, академическая музыка наших современников и фольклор, произведение французского композитора плавно перетекло к финским и русским, которые в свою очередь закруглялись на музыке Йозефа Гайдна. Практически все первое отделение оркестр прекрасно обходился без дирижера. Исключение составил лишь Концерт для 13-ти Уско Мерилайнена, где коллективом управлял Александр Рудин. Вряд ли тринадцати инструменталистам, у каждого из которых звучала своя партия, написанная с применением музыкальных техник ХХ века, удалось бы справиться с задачей без четкой направляющей руки. То ли дело Концерт для виолончели с оркестром французского композитора Жана Триклира, где Александр Рудин совмещал роль солиста и дирижера, сидя спиной к музыкантам и в свободные от смычка минуты направляя их игру; или Andante Moderato Бернхарда Хенрика Круселя, а также традиционная балканская мелодия 'Еще один бокал вина' и 'Танцы из Коронда' Ласло Драскоци. Соло на кларнете в трех последних пьесах исполнил Кари Крикку, стоя лицом к зрителям и 'дирижируя' головой. Балканские мелодии, вместо привычной для российского слушателя кустурицевской цыганщины, прозвучали прохладно и благородно, с легким юмором и сдержанным внутренним (а не разухабистым внешним) темпераментом. Поразил сам совершенно не кларнетный тембр инструмента Кари Крикку - очень мягкий, совершенно не сумрачный, а, напротив, прозрачный, полетный и невесомый, чуть ли не флейтовый. В фольклорных мелодиях и без того 'живой' кларнет 'ожил' окончательно, торопливо заговорив вполне осмысленными фразами, высвистывая птичьи трели, повизгивая и вздыхая, один раз даже прохрипев, однако при этом выдерживая такт и культуру исполнения. Конечно, игра Кари в техническом отношении виртуозна, но главное проявление виртуозности музыканта заключается не в умении перебирать пальцами, а в великолепном чувстве стиля и фразы - дыхания музыки. Оркестр, невзирая на свою аккомпанирующую функцию, внимательно следил за всеми движениями 'дирижеров'-солистов и очень тактично аккомпанировал им, самостоятельно работая над интонацией. Во втором отделении прозвучали Серенада для струнных Валентина Сильвестрова и Симфония ?49 'La Passione' Йозефа Гайдна. Надо сказать, что состав исполнителей менялся на протяжении всего концерта в зависимости от композиторского замысла. Коллектив продемонстрировал таким образом свою мобильность и способность за короткое время перестраиваться со струнной группы на ансамбль, а затем опять на струнную и на полный состав (где также периодически происходили изменения). Если же в первом отделении оркестр имел подчиненную функцию, то во втором - он солировал, показав все богатство своих возможностей. Но, несмотря на хорошее исполнение, сидевший в зале придирчивый руководитель не только удовлетворенно кивал, но и недовольно мотал головой. Сочинение Гайдна прозвучало несколько экспрессивно - 'страстнАя' симфония стала стрАстной.
Мария Зуева, InterMedia