Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

04.12.2016
03.12.2016
02.12.2016

"СТАТСКИЙ СОВЕТНИК": УТРАЧЕННЫЕ ИЛЛЮЗИИ

14.04.05 15:14 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"СТАТСКИЙ СОВЕТНИК": УТРАЧЕННЫЕ ИЛЛЮЗИИ

Премьера детектива 'Статский советник' (Россия, 2005, режиссер - Филипп Янковский, в ролях - Олег Меньшиков, Никита Михалков, Константин Хабенский, Оксана Фандера, Федор Бондарчук, Олег Табаков, Мария Миронова, Владимир Машков, Эмилия Спивак, Михаил Ефремов, Алексей Горбунов) прошла в киноконцертном зале 'Пушкинский' 13 апреля.
После того как в министерском вагоне курьерского поезда был убит бывший командир жандармcкого корпуса, генерал-губернатор Храпов, подозрение падает на статского советника Эраста Петровича Фандорина (Меньшиков) - убийца назвался его именем. Уладив недоразумение с подлогом, Фандорин начинает расследование и вскоре выходит на террористическую организацию с незамысловатым названием 'Б.Г.' (боевая группа), в которую входят рассерженный молодой человек Грин (Хабенский) и некрасивая, но преданная аристократка с радикальными взглядами Игла (Фандера). В то же время в Москву из Петербурга, дабы разобраться с ситуацией, прибывает высокопоставленный полицейский чиновник Пожарский (Михалков).
Слоган фильма 'Игры закончились. Теперь настоящий Фандорин в настоящем деле' настраивает зрителя на очень серьезное отношение к данному кинопродукту. Хочется верить, что 'Азазель' и 'Турецкий гамбит' после просмотра 'Статского советника' затеряются в памяти, как надоевшие игрушки в песочнице времени. Все 'надежды' разлетаются в пух и прах на первых же кадрах фильма, когда Константин Хабенский, загримированный под 'стройного брюнета с седыми висками', заявляет своей жертве и зрителям, что его зовут Эраст Петрович Фандорин. Ощущение паноптикума усиливается появлением инициалов Б.Г. и присутствием на экране одноглазого Федора Бондарчука. Однако перед нами отнюдь не комедия. Слоган фильма не дает забыть о себе и обречен звучать в ушах назойливой мантрой все два часа экранного времени. 'Настоящее дело' тоже далеко от клоунады - терроризм как явление, более чем актуальное в наши дни, совершенно не переносит иронии. К сожалению, после недавнего 'Всадника по имени Смерть' Карена Шахназарова все попытки рассказать о русских террористах выглядят в лучшем случае вторичными. Хотя в случае 'Статского советника' герои Хабенского и Фандеры - единственные, кому можно по-настоящему сопереживать. Особенно это касается умницы и красавицы Фандеры, которая с легкостью переиграла своих более именитых коллег. Звездный актерский состав, который, очевидно, и 'сделает' фильму основную кассу, одновременно сыграл с ним дурную шутку. Главный виновник торжества - Олег Меньшиков - при всем уважении к его прошлым заслугам, уже явно не тянет на покорителя женских сердец: сложно поверить, что от поцелуя этого утомленного жизнью, потрепанного лицедея девушка способна выронить из руки пистолет. Никита Михалков, как и положено барину отечественного кино, продолжает вальяжно и убедительно варьировать оскароносный образ комдива Котова. Константин Хабенский играет так, словно сдает экзамен по затертой шпаргалке: 'вроде говорит, да все не про то'. С другой стороны, не будь в кадре знакомых лиц, это муторное двухчасовое зрелище превратилось бы в совершенно невыносимую пытку. По иронии судьбы именно этот фильм с пугающей ясностью доказал, что Борис Акунин - так себе писатель, и запросто можно оспорить утверждение, что 'Статский советник' - его лучшее творение. Когда Эраст Петрович лез в дворцовое окно, выслеживая Амалию Бежецкую, - это был Стиль. Когда возил барышню Варвару на воздушном шаре под турецким обстрелом - это был Стиль. Но выслеживать несчастных загнанных людей по заснеженным московским закоулкам - это уже моветон.
Однако близость акунинского текста к его экранному воплощению вряд ли разочарует поклонников фандоринской эпопеи. А те, кто не обращает внимания на такие мелочи, как чудовищный рваный монтаж, и вовсе уйдут из кинотеатра удовлетворенными. Настоящего Фандорина им теперь показали.
Анастасия Белокурова, InterMedia