Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

03.12.2016
02.12.2016
01.12.2016

'МОРЕ ВНУТРИ': ПОЛЕТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ

30.03.05 17:17 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
'МОРЕ ВНУТРИ': ПОЛЕТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ

Пресс показ фильма 'Море внутри' (Mar Adentro, Испания, 2004, режиссер - Алехандро Аменабар, в ролях - Хавьер Бардем, Белен Руэда, Лола Дуэньяс, Мабель Ривера, Сельсо Бугальо) прошел в кинотеатре '35 мм' 29 марта.
Выходец из Галисии Рамон Сампедро (Бардем) всегда мечтал путешествовать. В возрасте 19 лет он нанялся судовым механиком на норвежский корабль и изъездил полмира. Море, бывшее главным источником его вдохновения и подарившее ему свободу, однажды сыграло с ним дьявольскую шутку. Ныряя с утеса, Рамон не заметил отлива и ударился о дно, сломав шейный позвонок. С тех пор он парализован ниже шеи и лежит в койке на попечении своих родных. В течение мучительных 28 лет он каждое утро просыпается с желанием уйти из жизни и, лишенный возможности покончить с собой, добивается у испанского правительства, не признающего эвтаназии, права на достойную смерть. Впечатляет, что разбитый параличом Рамон вовсе не превратился в живые мощи. Он читает уйму книг, филигранным почерком пишет стихи и письма, зажав в зубах указку с привязанной к ней ручкой, проявляет внимание ко всем родственникам и друзьям и мудро руководит семьей - своим 'маленьким королевством'. Рамон сохранил незаурядное обаяние и чувство юмора, и к харизматичному инвалиду тянутся люди. В героя влюбляются две несчастные женщины, которым он подарил любовь к жизни. Первая, адвокат Хулия (Белен Руэда), утонченная жительница Барселоны, страдает прогрессирующим параличом, по воспоминаниям и письмам Рамона пишет и издает книгу 'Письма из ада' и так же, как и он, мечется между жизнью и смертью. Вторая, неотесанная провинциалка Роса (Лола Дуэньяс), влачит жалкую жизнь с двумя детьми на руках и находит утешение лишь у парализованного Рамона. За то, что он подарил ей веру в жизнь, Роса кидается суетливо прислуживать Рамону, ревнует ко всем его гостям и признается ему в вечной и бескорыстной любви. Но Рамон остается глух к томящейся в его душе страсти и методично повторяет одно: лишь та, кто его действительно любит, поможет ему расстаться с жизнью.
Фильм основан на реальных событиях. Рамон Сампедро - реально существовавший человек, который почти 30 лет пролежал прикованным к постели и, отчаявшись добиться права на добровольный уход из жизни у испанского правосудия, решился на суицид. Его книга 'Письма из ада' шокировала общественность, а сам Рамон внес огромный вклад в борьбу за право на эвтаназию.
Алехандро Аменабар, однако, разглядел в овеянной социальными спорами книге прежде всего личностную трагедию. Режиссер, искушенный в изображении жизненных коллапсов и пороков (герой его знаменитого фильма 'Открой глаза', ставшего прототипом для голливудского 'Ванильного неба' - сценарий к последнему писал опять-таки Аменабар, - в результате автокатастрофы вынужден жить с изуродованным лицом), снял драму тонкую, чуткую, немного даже метафизическую. Картина не отличается кричащей дидактичностью, не выжимает из зрителя слезы, не претендует на героизацию Рамона. Этические дискуссии сведены к минимуму и преподнесены с легкой иронией (сцена, в которой спорят находящиеся на разных этажах Рамон и также парализованный католический пастор-активист, нарочито комична), любовные линии не разворачиваются 'на полную катушку' и остаются на обочине, а в центре внимания оказывается мир, пульсирующий в голове героя. Тот, который появляется, когда герой закрывает глаза, встает с постели, прыгает в окно и облетает весь бесконечно прекрасный мир, каждый уголок, в котором побывал молодой Рамон. Надо полагать, эта сверкающая потайная комната в сознании Сампедро и покорила жюри многих фестивалей, и в результате 'Море внутри' оказалось одарено в том числе и 'Оскаром' за лучший иностранный фильм. Актер Хавьер Бардем чудо как хорош в роли Рамона. Ему очень тонко, без лишней экспрессивности, удалось сыграть человека, жизнь которого теплится лишь в голове, но который остается прекрасным, пока все вокруг вязнут в болоте бытовухи. Парадокс в том, что Рамон, считающий, что его жизнь утратила всякое достоинство, оказывается куда более достойной личностью, чем многие полноценные люди. Он давно утратил жизнелюбие относительно себя, но ежедневно питает им привязавшихся к нему людей. Но единственная благодарность, которой могут одарить Рамона близкие, - это смерть. И не в возможности передвигаться, а в праве определить собственную судьбу заключается, по мнению Аменабара, истинная свобода.
Игорь Веселов, InterMedia