Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

25.09.2017
24.09.2017
23.09.2017
22.09.2017

"ДЕВЯТЬ ПЕСЕН" О ГЛАВНОМ

18.03.05 19:30 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"ДЕВЯТЬ ПЕСЕН" О ГЛАВНОМ

Пресс-показ фильма 'Девять песен' (Nine Songs, Великобритания, 2005, режиссер - Майкл Уинтерботтом, в главных ролях - Киран О'Брайан, Марго Стилли) состоялся 18 марта в кинотеатре '35 мм'. Фильм рассказывает об отношениях двух молодых людей, англичанина и американки, случайно встретившихся на рок-концерте в Лондоне. Картину Уинтерботтома логичнее всего отнести к жанру драмы. Но, глядя на экран, определяешь жанр фильма скорее как 'неигровое кино'. Перед нами последовательность сцен секса, обрывков разговоров героя и героини, фрагментов с рок-концертов, снятых на цифровую видеокамеру. Тела, диалоги, музыка - все идет нарезкой, сплошным потоком неотфильтрованной реальности, будто бы автор небрежно подмонтировал один к другому материалы для документальной ленты. Но это лишь внешнее впечатление. Внимательное слежение за работой Уинтерботтома не оставляет сомнений: он намеренно создает иллюзию 'псевдохроникальности', каскада впечатлений, неподчиненных сюжетному замыслу. В картине словно бы нет ни одной драматически 'правильно' начатой и законченной сцены. Единственный явный режиссерский прием - это флэшбэк: действие разворачивается в памяти героя. Но за кажущейся неряшливостью и случайностью монтажа угадывается чувство ритма автора, снявшего 'вербатимное' кино. Операторская работа удачно дополняет выбранную Уинтерботтомом стилистику. Фильм снят на цифровое видео. Чтобы не мешать актерам, свет в интерьерах не выставлялся, одновременно работали три камеры. Что же в результате? Как ни странно, 'картинка' вовсе не покажется некачественной визуальным гурманам. Наоборот, фильм ярок и композиционно точен. Оператор обнаруживает мастерское, импрессионистское владение цветом и ракурсом, внимание к деталям, чувство манеры. 'Вербатимно-хроникальная' стилистика не вступает в противоречие с операторским искусством - очевидный плюс фильма. Таким же сочетанием натурализма и сбалансированности подкупает работа звукорежиссера. Итак, монтаж небрежен, но тщательно продуман, камера дрожит, но остается верна стилю, звенят ложки и вилки, но в такт музыке Майкла Наймана. Все эти технико-художественные приемы создают впечатление абсолютной, документальной правды, поданной не грубо, а тонко, по-эстетски. На ум приходит забытое слово 'поэтика'.
Основным персонажем фильма является секс. Нельзя сказать, что сцены 'Девяти песен' рискованны - нет, они открыто порнографичны. Тела смыкаются и размыкаются бесчисленное количество раз. Половые органы украшают экран. Но странное дело, есть у Уинтерботтома в режиссерском арсенале некая магия, которая позволяет видеть в контактах тел, конечностей, гениталий нечто большее, чем сам секс. Вся эта порнография - всего лишь прием, авторский ход, краска, способ изображения героев. В фильме почти нет 'истории'. Актеры ничего не 'играют', импровизируют текст. Их способ существования - это абсолютная искренность и органичность. Это создает какую-то неповторимую, доверительную атмосферу уже по эту сторону экрана. Мы, в общем-то, ничего не узнаем о героях, но очень точно чувствуем их открытость, беззащитность, одиночество и обреченность. Второй персонаж - это музыка (рок-н-ролл). Режиссеру удалось связать простые мелодии и непритязательные тексты с бытием героев, показать реальность чувств, стоящих в жизни за словами, спетыми со сцены. Последовательность клипов задает темп и ритм фильма, держит повествование. Третий персонаж - сам зритель. Как ему реагировать на повествование? Имеет ли он право на отторжение и смущение, если на экране - его жизнь, выявленная откровенно, пристрастно, художественно?..
То, что сделал Майкл Уинтерботтом, точнее всего назвать медитацией о духе времени. Ненавязчиво, не делая обобщений, он портретирует психологию современных любовников, то есть нас с вами. Картина выходит жестокой. Люди похожи на туристов в собственной жизни. Они не преодолевают обстоятельств, не принимают решений, не мыслят и не делают выводов - просто гонятся за необходимыми вещами: им нужны любовь, секс, fun. Обретают их, но теряют, едва прикоснувшись. А камера Уинтерботтома преследует самих героев, фиксируя ощущения, утраченные надежды и фатальную грусть.
Сергей Васильев, InterMedia