Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

05.12.2016

"ВОДКА "ЛИМОН": И НЕМЕДЛЕННО ВЫПИЛ

04.03.05 18:19 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"ВОДКА "ЛИМОН": И НЕМЕДЛЕННО ВЫПИЛ

Пресс-показ фильма 'Водка 'Лимон' (Vodka Lemon, Франция-Италия-Швейцария-Армения, 2003, режиссер - Хинер Салеем, в ролях - Ромен Авинян, Лара Саркисян, Иван Франек, Рузанна Месропян) прошел 2 марта в кинотеатре 'Ролан'. Трагикомедия о бедственном существовании забытого богом армянского горного поселения могла бы претендовать на интересную и самобытную историю, если бы на нашем экране не смотрелась во всех отношениях повторением пройденного.
Обитатели раскинувшейся высоко в горах безымянной армянской деревушки заняты главным образом тем, что выживают. На дворе неопределенный год, абстрактные девяностые, принесшие каким-то народам экс-СССР долгожданную независимость. А в некоторые отдаленные уголки постсоветского пространства свобода, демократия и капитализм как бы забыли дойти. Вернее, дошли, только вместо долгожданного счастья принесли разруху, которую профессор Преображенский и представить себе не мог. Вот и в этой горной деревеньке жизнь вдруг остановилась. Единственное, чему ныне посвящено существование обитателей ветхих хижин на склоне, - поиск куска хлеба. Который, надо сказать, тут же пропивается под местную бормотуху - водку 'Лимон'. Белоснежно-седой ветеран советской армии курд Хамо (Ромен Аквинян) сохранил статный вид, роскошную шевелюру и усы, несмотря на преклонные лета. Правда, в доме бывшего военнослужащего хоть шаром покати: от хозяйства остались лишь комод, в котором висит военная форма, несколько стульев да дорогой сердцу телевизор. Но и эти блага быстро испаряются по мере того, как нужда гонит Хамо на рынок. Ведь в этом мире, чтобы немного пожить, нужно что-то продать. Пока сын Хамо занят попытками на выгодных условиях выдать свою дочку за вырвавшегося на 'большую землю' новосибирского нувориша, сам старик ведет размеренную, циклическую жизнь. Примерно раз в месяц он отправляется за несколько сот километров в Ереван, где его ждут письма от старшего сына, живущего во Франции, который вместо обещанной помощи доходит до того, что сам просит денег. Куда более часто Хамо ездит на кладбище, где у могилы ушедшей супруги часами рассказывает ее духу о превратностях судьбы. В нескольких шагах от него кротко убирает могилу погибшего мужа все еще сияющая отблесками красоты вдова Нина (Лала Саркисян). Каждый раз они молча едут на соседних сидениях автобуса. Однажды Хамо решается завести разговор с молчаливой вдовой. А лучший способ познакомиться с женщиной в этих краях - оплатить ей проезд.
Режиссер Хинер Салеем - живущий во Франции курд - свою жизнь и творчество посвятил воспеванию национальной самобытности и скорбным размышлениям о судьбе народа. Снятые им до 'Водки 'Лимон' два фильма - трагические полотна о курдских бедствиях - они очень близки к той грани, за которой начинаются уже конъюнктура и спекуляции. 'Водка 'Лимон' в этом отношении проще и мягче. Это трагикомическая серия зарисовок из жизни курдо-армянского поселения, окрашенная в гротескные сюрреалистические тона, но по атмосфере претендующая чуть ли не на документальность. При том, что многие отдельные бытописательные сцены сами по себе раздирают душу (например, когда будущий тесть стреляет в жениха за то, что тот не выполнил своих 'финансовых обещаний'), общий настрой фильма скорее веселый и возвышенный. Это кино без примеси национальных конфликтов и вымученной дидактичности, оно посвящено не бедствиям, обрушившимся на потерянный посреди ослепительного снега и суровых камней островок жизни, а тому, как жители деревушки преодолевают все невзгоды впитанному с молоком матери ироничному отношению к жизни. 'Водка 'Лимон' чем-то похожа, да простят меня поборники национальной идентичности, на фильмы Георгия Данелия: и там, и тут фигура затягивающего национальную песню поселянина - одновременно и главный герой, и deus ex machina. Единственно - замешанные на национальном колорите шутки поначалу отчаянно веселят, но ближе к середине фильма как-то переходят порог приятного добавления и становятся сюжетообразующим элементом. И если эти 'кусочки юмора' в стиле анекдотов про армянское радио покорили западных критиков, то человеку, хотя бы чуть-чуть заставшему Советский Союз, от диалогов вроде: 'Почему эта водка называется 'Лимон'? У нее же вкус миндаля. - Э, это Армэния!', так же, как и от кустурицеподобных экзерсисов наподобие самоходного пианино, увозящего героев в светлое будущее, становится откровенно скучно.
Игорь Веселов, InterMedia