Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

10.12.2016
09.12.2016
08.12.2016
07.12.2016

'БЕЛЫЙ ШУМ': НЕ НАШЕГО МИРА

22.02.05 13:13 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
'БЕЛЫЙ ШУМ': НЕ НАШЕГО МИРА

Пресс-показ фильма 'Белый шум' (White Noise, Канада-Великобритания-США, 2005, режиссер - Джеффри Сакс, в ролях - Майкл Китон, Дебора Кара Унгер, Чандра Уэст) состоялся в кинотеатре 'Формула кино' 18 февраля.
У Джонатана (Майкл Китон) странным образом погибла жена Анна (Чандра Уэст), известная романистка. Через какое-то время на пороге его дома оказывается человек, уверяющий, что получил голосовое послание от Анны. Странный тип уже много лет только тем и занимается, что работает телеграфом между миром покойников и миром живых. С этого дня Джонатан прилипает к телеэкрану, на котором нет ничего, кроме 'шума', и все свое время посвящает вылавливанию сигналов с того света. Спиритические сеансы общения с выключенными телевизорами и магнитными пленками, записывающими тишину, дают неожиданный результат: герой начинает узнавать о грядущих преступлениях. Получив от покойной жены очередную наводку, Джонатан бегает по городу как заправский Чип и Дейл в одном флаконе, пытаясь предотвратить очередную трагедию, чем в итоге навлекает нешуточный гнев со стороны других представителей загробного мира, мелькающих в кадре зловещими тенями и посылающих бесконечные проклятия.
В основу фильма положено явление, получившее у исследователей название 'феномен электронных голосов', когда на чистой магнитной ленте обнаруживаются якобы обращения умерших людей. В 50-е годы шведский кинопродюсер Фридрих Йоргенссон записывал в лесу голоса птиц, а позже, прослушивая записи, обнаружил там поверх птичьего щебетания мужской шепот, вещавший что-то на норвежском языке. Исследователь связался с Норвегией и убедился, что радиопередач на норвежском в тот день и в то время на данной частоте не было. Йоргенсон пришел к выводу, что это был голос с того света, и уже целенаправленно занялся изучением этого явления. С тех пор число поклонников теории 'электронных голосов' росло в геометрической прогрессии: издавались подробные книжки с инструкциями, как наладить связь с покойниками посредством обыкновенных аудиокассет и магнитофонов; в интернете даже есть специальные сайты, на которых можно ознакомиться с аудиосвидетельствами подобных посланий. В 'Белом шуме', триллере, по стилистике и подаче материала больше всего напоминающем культовые 'Секретные материалы', предлагается свежее видение этого феномена. Режиссер Сакс не на шутку озадачивается вопросами правомерности подобных выходок - хорошо или плохо вмешиваться в дела, находящиеся в юрисдикции темной стороны, мира, никак к нашему уже не относящегося. Здесь ужас до крайности минималистичен - полфильма на экране царит пресловутый 'белый шум', т.е. помехи, и приходится вместе с героем напряженно вглядываться в бесконечную рябь в надежде увидеть там хоть что-то более или менее осмысленное. Иногда для разнообразия пыхнет перегоревшая лампочка под потолком или проскользнет кривая тень за спиной. В целом роль соглядатая потустороннего мира не столько утомительна, сколько однообразна. После тысячи прослушанных кассет, на которых нет ничего, кроме треска и поскрипывания, немудрено услышать голоса мертвых. Странно, что герой не начинает по выключенному телевизору смотреть бейсбольные матчи: это не сильно бы изменило канву повествования. Но именно из таких простых вещей рождается бытовой ужас и страх смерти. То, что поначалу воспринимается как рядовая детская страшилка, постепенно разрастается до масштабов всеобщего мирового заговора. Не факт, правда, что нашего, скорее уж 'их' мира. Зло в 'Белом шуме' не персонифицировано, а оттого непобедимо. Оно повсюду: в выключенном телевизоре, в радиопомехах, на старых аудиокассетах поверх наших любимых песен, в mp3-файле, скачанном с незнакомого сайта, - дивный новый техногенный мир дает неиссякаемую пищу для страхов и фобий. И хотя в 'Белом шуме' присутствуют комические моменты вроде указаний, получаемых главным героем от покойной жены: 'Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что', и сразу же после этого: 'Отбой, милый, не ходи туда, а то секир башка будет', - следует признать, что на фоне остальных психотриллеров последнего времени это довольно эффективный способ пощекотать себе нервы.
Екатерина Нежельская, InterMedia