Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

09.12.2016
08.12.2016
07.12.2016

"БОЖЕСТВЕННЫЙ СВЕТ": ИСПАНСКАЯ ЗЕВОТА

18.02.05 14:15 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"БОЖЕСТВЕННЫЙ СВЕТ": ИСПАНСКАЯ ЗЕВОТА

Пресс-показ фильма 'Божественный свет' (Luz prodigioza, Испания, 2004, режиссер - Мигель Эрмосо, в ролях - Альфредо Ланда, Нино Манфреди, Кити Манвер, Хосе Луис Гомес) состоялся 17 февраля в кинотеатре 'Фитиль'.
Испания времен гражданской войны. Человека со связанными руками - арестанта, понукая, куда-то ведут. Удары, побои, выстрел: Умирающего подбирает пастух Хоакин. Гранада под властью фалангистов, выхаживать 'красного' небезопасно, а тот не говорит ни слова, ничего не помнит - голова прострелена насквозь. Хоакин 'подкидывает' этого большого ребенка в монастырский приют. И только волей случая оказавшись вновь в Гранаде уже в 80-х, постаревший, но такой же простодушный Хоакин (Альфредо Ланда) решает отыскать своего подопечного - Черепаху, как он его называл. После череды странных и забавных случайностей выясняется, что умалишенный и неопрятный старик - это никто иной, как Федерико Гарсиа Лорка (Нино Манфреди) - великий поэт, расстрелянный тем далеким летом. Лорка, чей труп так и не был найден:
Сюжет фильма обещает многое. Параллель между поэтом и юродивым. Ненужность для общества первого и второго. Да, Лорка был убит не за то, что был 'красным' - просто поэту, эстету, артисту не было места в кровавой простоте гражданской войны. Так же, как нет места Черепахе-Лорке в 'прекрасном новом мире' 80-х. Предвкушая медиа-триумф, авантюристка Адела (Кити Манвер) привозит его на предполагаемое место расстрела, и щелчок затвора фотокамеры звучит так же, как щелчок затвора винтовки. Лорка спасается бегством.
Собственно говоря, фильм и состоит из такого вот джентльменского набора типично европейских лево-либеральных идей и аллюзий, прямолинейных и малооригинальных. Быть простым, наивным и бедным - хорошо. Быть жадным - плохо. Общество потребления жестоко. Поэтов, бродяг и стариков жалко. И этот набор идей, вместе с добротной (в жанре 'Вокруг света') работой оператора и добротной же (в жанре самоповтора) музыкой Морриконе делает фильм типичным представителем 'фестивального кинематографа'. Такое 'кино для критиков' всегда может рассчитывать на снисходительное внимание жюри.
А может и не рассчитывать, поскольку не сама же по себе добротность исполнения делает картину сколько-нибудь интересным зрелищем и событием. Наоборот, в 'Божественном свете' именно точная дозировка необходимых ингредиентов - социологии, психологии, истории, бытового очерка - играет с автором злую шутку. Автор словно бы не может выбрать жанр: социальный фильм, притча, сказка, комедия нравов? Где остановиться? Тонкий лиризм взаимоотношений двух стариков: Хоакина и Черепахи-Лорки вдруг сменяется невнятной социальной сатирой (линия Аделы). Сцена прихода Лорки на постановку собственной пьесы - почти Кустурица, но нет, весь гротеск смазан и скомкан. Трагизм последней сцены - вообще фальшив. Рассказ режиссера в прямом смысле этого слова бессвязен. И в этой стилистической каше вполне добросовестно барахтаются актеры, не пытаясь, впрочем, играть что-либо, выходящее за рамки доступных клише. Альфредо Ланда создает, вернее, тиражирует тип доброго наивного простака 'вообще'. Нино Моретти добросовестно играет рядового испанского бомжа, и только. Ну а зритель к финалу остается и без грусти, и без умиления, и без смеха, и без серьезных размышлений. Единственная эмоция - легкая ностальгия по только что увиденным образам и краскам Гранады. Вряд ли страстный экспрессионист Лорка был бы доволен.
Картина, конечно же, должна смотреться по-другому в Испании, где тема гражданской войны 'звучит' до сих пор, где каждый помнит, на чьей стороне были его предки. Но мы, далекие от собственно испанских аллюзий, видим только, как Мигель Эрмосо умудрился превратить богатый темами сюжет и динамичный сценарий в невнятное зрелище, в кинозарисовку, устраивающую все потенциальные жюри своей банальностью. Конечно же, свою долю наград (в том числе на ММКФ в 2003 году) фильм получил. Что говорит о глубине и прозорливости современной критической мысли, умеющей находить достоинства даже в самом вялом и невыразительном кино.
Сергей Васильев, InterMedia