Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

10.12.2016
09.12.2016
08.12.2016
07.12.2016

"ВЗЛОМЩИКИ СЕРДЕЦ": КТО СТУЧИТСЯ В МОЗГ КО МНЕ?

14.01.05 14:43 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"ВЗЛОМЩИКИ СЕРДЕЦ": КТО СТУЧИТСЯ В МОЗГ КО МНЕ?

Премьера фильма "Взломщики сердец" (I Heart Huckabees, США, 2004, режиссер - Дэвид О'Рассел, в ролях - Джейсон Шварцман, Изабель Юппер, Джуд Лоу, Марк Уолберг, Дастин Хоффман, Наоми Уоттс, Лили Томлин) состоялся 13 января. "Старый Новый год", самый циничный из полуофициальных праздников, был ознаменован показом одной из самых циничных - и вместе с тем жизнеутверждающих - комедий последнего времени.
У Альберта (Джейсон Шварцман) жизнь идет наперекосяк. Видный экономический специалист, он разрабатывает проект по спасению лесов и озер. Вот только уверенности в том, что он делает, нет: его преследует ощущение хрупкости мира, который он взялся спасать. Пытаясь обрести гармонию, Альберт нанимает дуэт "экзистенциальных детективов" - Бернарда (Дастин Хоффман) и Вивиан (Лили Томлин) - обещающих привести его карму в норму. Эти своеобразные работники сыска (точнее будет сказать "сыска смысла") чем-то похожи на сотрудников конторы, влезавших в голову людям и стиравших оттуда воспоминания по заказу самих пациентов в "Вечном сиянии страсти". Когда Альберт подписывал контракт с ними, он еще не осознавал, что они будут следовать за ним на каждом шагу, подслушивать каждое его слово и подглядывать за самыми интимными проблемами жизни. Однако расследование приносит плоды: "детективы" устанавливают, что главный виновник тревог героя - "белый воротничок" Брэд (Джуд Лоу), делающий стремительную карьеру в 'Хакабиз' - громадном концерне по производству, так сказать, всего (появляющийся на этом месте антикорпоративный пафос временами перебивает оный в "Бойцовском клубе). Брэд, окруженный сладкой жизнью и лаской красотки Доун Кэмпбелл (Наоми Уоттс), модели, работающей "лицом Хакабиз", одержим унылым консьюмеризмом и заботится лишь о собственном преуспевании и карьерном росте. Брэд, оказывается, хочет поддержать экологический проект Альберта, чтобы создать "Хакабиз" репутацию заботящейся об окружающей среде фирмы, а заодно открыть в лесу новый супермаркет. Тем временем Альберт, разочаровавшийся в "экзистенциальных детективах", которые лишь произносят бесконечные проповеди, разрушают его жизнь и порочат его самого, по совету друга, полоумного пожарника Томми (Марк Уолберг), обращается за помощью к экспериментальному психотерапевту Катрин (Изабель Юппер), эксцентричной француженке, исповедующей насквозь циничный подход к жизни и обрывки философских учений вперемежку с нетрадиционными сексуальными практиками. А в это время Брэд, у которого в жизни тоже от неприятностей голова идет крутом, нанимает для расследования собственных проблем все тех же Бернарда и Вивиан.
Есть опасения, что вышеприведенный абзац, описывающий завязку (только завязку!) фильма, покажется слишком сумбурным, запутанным и неоправданно трудным для понимания не смотревшим фильма читателям. Однако соль в том, что сидящий в зале зритель испытывает не менее крутые смысловые перегрузки. Даже наоборот: режиссер Дэвид О'Рассел, когда-то снявший по-своему гениальный боевик "Три короля", здесь в экспериментах по подаче информации в чем-то уподобился "мультиэкранисту" и "мультикультуралисту" Питеру Гринуэю. Он обрушивает на зрителей шквал информации, подаваемой мелко нашинкованными кусочками, от разных героев, старающихся перекричать друг друга или, наоборот, демонстративно вторящих один другому. О'Рассел, стремясь сделать "комедию идей", без страха и упрека напихал в фильм дикое множество пластов, не позаботившись о подаче их по отдельности. В результате "детективы" бурчат о неделимости бытия и цитируют постулаты квантовой физики, пожарник Томми в антиглобалистском порыве устраивает скандал на конференции "Хакабиз", жена Брэда кричит, что не имеет морального права быть красивой, а Катрин как бы в оправдание своих слегка руссоистских идей устраивает с Альбертом душераздирающее суррогатное половое сношение - т.н. нарвасадату. Понятно, что целью этого было осмеяние многих идей фикс современного человека (корпоративного рабства, страха за экологию, вуайеризма, увлечения психоанализом). Однако, в отличие от стройных абсурдно-злободневных картин Вуди Алена, здесь вся суть оказывается будто не в фокусе, тонет под грузом информационного прессинга, а на поверхности остается лишь красивая мишура. Бесконечные строчки диалогов проносятся мимо зрителей, а замечательные актеры кривляются (мастерски, надо сказать) впустую. Возможно, Дэвид О'Рассел, человек безусловного таланта, со своей "комедией идей" сильно опередил время, и адепты авангардного искусства его канонизируют. Однако почему-то кажется, что режиссер, целиком отдавшись воплощению своих смелых идей, как-то позабыл о том, что зрителя в кинотеатре нельзя насиловать - даже ментально.
Игорь Веселов, InterMedia