Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

10.12.2016
09.12.2016
08.12.2016
07.12.2016

НЕУДАВШИЙСЯ ПИАНИСТ МАКСИМ ВЕНГЕРОВ СДЕЛАЛ ПОДАРОК МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

09.12.04 16:40 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
НЕУДАВШИЙСЯ ПИАНИСТ МАКСИМ ВЕНГЕРОВ СДЕЛАЛ ПОДАРОК МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

Концерт Максима Венгерова (скрипка) и Иена Брауна (фортепиано, Великобритания) прошел в Большом зале консерватории 8 декабря. Это было второе сольное выступление Венгерова в России (первое состоялось в январе), за ним последует концерт в его родном городе Новосибирске. Иен Браун выступал перед российской публикой впервые.
Перед началом основной программы ведущая пригласила на сцену не только Максима, но и исполняющего обязанности ректора МГК Владимира Суханова, и руководителя Факультета исторического и современного исполнительского искусства МГК, профессора Алексея Любимова. Оказалось, Венгеров принял решение играть в Москве без гонорара и к тому же подарить родной консерватории музыкальный инструмент - клавесин французской фирмы Reinhard von Nagel, подобный тому, каким располагает оркестр 'Виртуозы Москвы' Владимира Спивакова. Клавесин ярко-синего цвета красовался тут же на сцене, и после официальной части музыканты (Венгеров и Любимов) тут же продемонстрировали его звучание, исполнив одну часть из си-минорной сонаты И.С.Баха.
Г-н Суханов, поблагодаривший музыканта за его щедрый дар, поздравил его с присуждением премии Grammy (это случилось в феврале) и напомнил, что Максим получил награду как скрипач и как... альтист. 'Осталось освоить виолончель и контрабас', - сказал глава МГК. Затем он напомнил, что 10 декабря Максим будет проводить в Малом зале мастер-класс (начало в 13.00), и это будет 'большое событие в истории консерватории'. Алексей Любимов, присоединившийся к словам благодарности, заметил, что Венгеров удивительным образом 'угадал насущные потребности молодых музыкантов' (ФИСИИ действительно крайне не хватало еще одного подобного инструмента). Венгеров же в ответном слове пояснил свой выбор просто: 'Я ведь в прошлом неудавшийся пианист. А в моей барочной жизни есть замечательные истории (уже два с половиной года я занимаюсь барочной музыкой). Поэтому я решил, что надо подарить именно клавесин'.
После Баха началась основная музыкальная часть вечера, однако, как и в прошлый раз, Максим перекроил программу. В первом отделении, когда на сцену вышел аккомпаниатор Венгерова Иен Браун, прозвучали сочинения Иоганнеса Брамса. Сначала дуэт исполнил знаменитое до-минорное скерцо (из коллективной сонаты, написанной Брамсом в содружестве с Робертом Шуманом и его учеником Альбертом Дитрихом). Затем - вместо заявленной в программе 7-й сонаты Бетховена - прозвучала брамсовская Первая соната для скрипки и фортепиано. В своем подходе к интерпретации музыканты явно не смогли полностью согласоваться. Венгеров играл со свойственной ему импульсивностью и склонностью к детальной фразировке и дифференцированной динамике. Казалось, подчас движения его души, так отчетливо отражающиеся в исполнении, были более спонтанными, нежели отрепетированными. Но пианист сохранял непоколебимое спокойствие и, кажется, в большей мере считался с нотным текстом, нежели желал отвечать порывам солиста. Этот контраст брызжущего темперамента и холодной сдержанности проявлялся в исполнении практически всех произведений, преподнесенных дуэтом.
Второе отделение Венгеров и Браун построили как 'концерт-сюрприз' и назвали его 'Путешествие скрипки'. Максим выступил не только в качестве исполнителя, но и конферансье - он рассказывал публике о том, что будет звучать, украшал повествования анекдотами и прибаутками, чем весьма воодушевил публику. Идея же концерта-сюрприза заключалась в том, чтобы исполнять на выбор произведения из списка, напечатанного в программках. Правда, идея не была доведена до ее логического конца - выбор произведений осуществляли сами исполнители, а не публика. Звучали виртуозные пьесы композиторов-скрипачей Генрика Венявского (Тема с вариациями, Блестящий полонез и Скерцо-тарантелла), Фрица Крейслера (вальсы 'Муки любви' и 'Радость любви'), Эжена Изаи ('Этюд в форме вальса') и Никколо Паганини ('Кантабиле' и 'Кампанелла' в транскрипции Крейлера). Кроме того, дополнили программу сочинения Сергея Рахманинова: 'Вокализ' и знаменитая 18-я вариация из 'Рапсодии на тему Паганини' в обработке Крейслера. Вняв просьбам аудитории, Максим и его компаньон исполнили самый любимый бис - 'Хоровод эльфов' Антонио Баццини, которым завершался и тот самый первый сольный концерт Венгерова в январе.