"УМАТУРМАН" - "В ГОРОДЕ N"
Группу 'Уматурман' зачислили в главные открытия 2004 рок-года, поскольку она сразу стала раздражать. Вид разгуливающей по экрану деревенщины - расписные рубахи, дурацкие головные уборы - мало кого оставил равнодушным, тем более что деревенщина распевала глупую, но приклеивающуюся песню 'Прасковья'. Дальше был 'Ночной дозор' с не менее привязчивым (и не более умным) припевом, и куплетами, доступно объясняющими сюжет одноименного запутанного отечественного блокбастера с большим бюджетом и зверским пиаром. То, что откровенно рекламная песня, заканчивающаяся фразой 'все на просмотр картины второй!', фигурировала в чартах на общих основаниях, тоже раздражало безмерно. А тут еще 'Уматурман' вышла из сумрака в связи с приездом на московский кинофестиваль Квентина Тарантино: автору 'Криминального чтива' группу показывали в качестве одной из российских диковинок. Реакция 'пьяной скотины' на творчество коллектива, назвавшегося в честь его музы, так и осталась невыясненной, зато впечатления братьев Кристовских по поводу тарантиновского знакомства с песней 'Ума Турман' обошли все газеты. Осатаневшие от цветастых рубах читатели узнали, что песни для группы пишет младший брат Владимир; старший брат Сергей тоже пишет музыку, но непонятно, какую, потому что он всегда молчит, хотя все интервью родственники дают вместе. Выяснилось также, что раньше 'Уматурман' называлась 'Не нашего мира' и под этим именем засветилась на сборниках с еще одной претенциозно-рекламной песней 'Тайд'. В общем, 'Уматурман' перла в уши и души слушателей с недетским напором - игнорировать ее никак было нельзя, пришлось прислушиваться. Когда подобное желание оформилось у большинства людей, следящих за отечественными рок-новинками, группа как раз набрала концертный состав, подготовила дебютный альбом и запустила клип 'Проститься', демонстрирующий лирический талант Владимира Кристовского.
Оказалось, что провинциальное хитрованство - с одной стороны, маска, а с другой - метод, позволяющий оправдывать любые сомнительные с точки зрения идейного русского рока стилистические устремления. 'Уматурман' совмещает рок с фолком, шансоном, регги, советской эстрадой, рэпом - и при таком раскладе крестьянская шляпа и цветастые рубахи рубахи-парня Вовы выглядят простодушной защитой от зажравшейся столичной публики. Однако публика сия готова носить на руках каждого, кто кажется ей отличающейся от нее в лучшую сторону. Искренняя и улыбчивая 'Уматурман', пишущая незатейливую, но хорошую музыку, не могла не стать очередным фаворитом: братья Кристовские сначала привлекли к себе пристальное, пусть местами и негативное, внимание, а потом, вынув из-за пазухи еще пяток приятных нелицемерных песен, где есть место и ерничанью, и 'серьезу', окончательно в себя влюбили. Жаль, в альбом не попал римейк МС Хаммера, но и без него 'В городе N' есть отменная лирика 'Проститься', 'Объясни мне' и 'Раненный в висок', русский народный регги 'Ад' и плясовой рок-н-ролл 'Дай', не говоря уже об упомянутых выше хитах. Жаль только, что почти одноименная группе композиция 'Ума Турман' осталась каким-то прикладным кинофестивальным шлягером: а ведь фраза 'Я так ждала тебя, Вова' - наверное, самая трогательная песенная строка сезона.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia
.jpg)