Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

06.12.2016

'МАРС': ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ ТОСКА И БЕЗЫСХОДНОСТЬ

19.10.04 19:07 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
'МАРС': ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ ТОСКА И БЕЗЫСХОДНОСТЬ

Пресс-показ фильма 'Марс' (Россия, 2004, режиссер - Анна Меликян, в ролях - Гоша Куценко, Нана Кикнадзе, Евгения Добровольская, Елена Морозова, Александра Скачкова, Артур Смольянинов, Надя Каменькович) состоялся в кинотеатре 'Формула кино' 19 октября.
Боксер Борис (Гоша Куценко) однажды, пытаясь сбежать от жизни, сел в поезд в неведомом ему направлении, а наутро приехал в городок Марс. На самом деле город назван в честь основоположника теории научного коммунизма, но буква 'К' давно отвалилась. Оказавшись в провинциальном городке со странным названием, герой чувствует себя так, словно он в действительности оказался на неведомой планете. Все жители городка работают на фабрике мягких игрушек и годами не видят настоящих 'живых' денег, получая зарплату продуктами своего труда, т.е. теми самыми мягкими игрушками. В день зарплаты из фабрики вываливает огромная толпа людей, увешанных 'мягкой валютой'. Даже бабушки, идя в магазин, используют вместо авосек рюкзачки в форме сказочных зверей. Как часто бывает в маленьких городах, женщин там гораздо больше, чем дееспособных мужчин, поэтому едва ли не каждая вторая жительница Марса мечтает о неземной любви или хотя бы об удачном замужестве. Есть там и своя городская сумасшедшая - жена местного гинеколога, свихнувшаяся от осознания того, что все женщины городка являются пациентками ее мужа. Все эти сюрреалистические картины проносятся между изумленным взором главного героя. В довершение всех неприятностей Борису 'повезло' стать участником любовного треугольника и виновником трагической развязки, последовавшей за его приездом в городок.
'Марс' стал первым большим фильмом Анны Меликян, до этого работавшей только в жанре 'короткометражек' ('Контрабас', 'Полетели', 'До востребования'). Не случайно картина схожа с детской пирамидкой, где яркие законченные образы-зарисовки из жизни обитателей города нанизаны на взгляд случайно попавшего к ним Бориса. Другим главным действующим лицом картины стала скука и безнадежность, которая тоже единым стержнем связывает жизнь горожан. Не меньшую роль, чем скука, в жизни обитателей Марса играет мечта. Мечта о лучшей, красивой жизни, в которой герои, уподобившись чеховским персонажам, рвутся уехать из своего провинциального болота. Сытые москвичи будут смотреть картину с брезгливым интересом - а как там, за пределами МКАДа? Жители 'запредельных' городов, в свою очередь, вряд ли вообще захотят смотреть этот фильм - подобных картинок им хватает и в повседневной жизни. Собственно, чтобы избежать чрезмерной реалистичности, Анна Меликян постаралась внести в свою работу элемент психоделики. Яркие игрушки на фоне облупившихся стен и унылых интерьеров, красочные сны и фантазии героев фильма. Порой эти фантазии так тесно переплетаются с реальностью, что становятся буквально неотличимы друг от друга. Пытаясь рассказать о 'жизни на Марсе', режиссер, умышленно или случайно, поместила все самые лучшие события в мечты своих героев, не оставив почти ничего для реальности. Видимо, в понимании Анны Меликян, 'на Марсе нет жизни'. Впрочем, нет ее и в пределах МКАДа - единственная девушка, которой удалось вырваться в Москву, оказывается в таких обстоятельствах, что лучше б она не уезжала. Ощущение тоски и безысходности, ставшее главным лейтмотивом картины, усиливается к концу просмотра, не оставляя зрителям надежды даже на мечту.
Евгения Чайкина, IntеrMedia