Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

25.03.2017
24.03.2017
23.03.2017

РНО И АЛЕКСЕЙ ЛЮБИМОВ ВОПЛОТИЛИ МУЗЫКАЛЬНУЮ ЖИЗНЬ В ЗОНЕ КОДЫ

14.10.04 18:16 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
РНО И АЛЕКСЕЙ ЛЮБИМОВ ВОПЛОТИЛИ МУЗЫКАЛЬНУЮ ЖИЗНЬ В ЗОНЕ КОДЫ

Концерт Российского национального оркестра под управлением Владимира Юровского состоялся в Большом зале консерватории 13 октября. Молодой, но чрезвычайно востребованный в Европе дирижер Юровский (в прошлом москвич, ныне - гражданин Германии), в прошлом году вошедший в дирижерскую коллегию РНО, представил московской публике сочинения Игоря Стравинского (дивертисмент из балета 'Поцелуй феи') и П.И.Чайковского (Сюита N3 для оркестра), а центральным событием вечера стала российская премьера 'Постлюдии' для фортепиано с оркестром Валентина Сильвестрова, созданной 20 лет назад. Солировал большой знаток и пропагандист современной музыки Алексей Любимов, крайне редко выступающий с оркестром.
Программа концерта выстроилась весьма логично: в балете Стравинского используется множество цитат из творчества Чайковского, 35-летие со дня смерти которого отмечали в 1928 году (к этой дате и был написан балет 'Поцелуй феи'). Завершался вечер опять же музыкой (уже оригинальной) Чайковского. Оркестр вел себя достаточно гибко, чутко откликался на каждый пасс маэстро (который был технически весьма точен в жесте и понятен в намерениях), отличаясь особой деликатностью в звуке и изяществом. Однако порой оркестранты, многие из которых - превосходные солисты, слишком увлекались сольной и ансамблевой игрой, из-за чего терялось ощущение единства и оркестровая 'вертикаль' становилась довольно зыбкой. По этой же причине оркестровые группы не всегда безупречно передавали мелодическую эстафету, а в туттийных местах иногда слегка расходились во времени. Тем не менее некоторые сольные эпизоды были достойны восхищения: соло Игоря Макарова (валторна) в Дивертисменте Стравинского, или трио Светланы Парамоновой (арфа), Александра Готгельфа (виолончель) и Николая Мозговенко (кларнет) в том же опусе. А в заключительной части Сюиты Чайковского отличился первый скрипач Сергей Галактионов, выдавший роскошную сольную вариацию в отсутствие постоянного концертмейстера оркестра, Алексея Бруни (по слухам, Алексей находится в данное время в Италии, где о нем снимают фильм).
'Постлюдия' Сильвестрова, дождавшаяся премьеры, явила собой постромантический опус, в котором композитор отразил всевозможные 'завершения, затихания, послесловия и послезвучания'. Это медленная и тихая, порой пространственная музыка, наполненная всяческими отголосками, звуковыми миражами, но основывающаяся на довольно простых и приятных гармониях и мотивах. Даже когда музыка вроде бы находилась в статическом состоянии, внутри музыкальной ткани происходили множественные микродвижения, которые сообщали ей особую внутреннюю напряженность. Сам композитор пояснил, что в его 'Постлюдии' отражено 'нынешнее состояние культуры, когда на смену формам, отражающим жизнь-музыку, : приходят формы, комментирующие ее. И это не конец музыки как искусства, а конец музыки, в котором она может пребывать очень долго. Именно в зоне коды возможна гигантская жизнь'. Алексей Любимов исполнил музыку, которая никуда не стремится, с тонким пониманием дела, и публика оценила и сочинение, и исполнение по достоинству.
Татьяна Давыдова, InterMedia