Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

03.12.2016
02.12.2016
01.12.2016

"ХРОНИКИ РИДДИКА": БУДНИ ВСЕВИДЯЩЕГО

24.09.04 15:57 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"ХРОНИКИ РИДДИКА": БУДНИ ВСЕВИДЯЩЕГО

Пресс-показ фильма "Хроники Риддика" (Chronicles of Riddick, США, 2004, режиссер - Дэвид Туи, в ролях - Вин Дизель, Кольм Феоре, Тэнди Ньютон, Джуди Денч, Алекса Давалос, Кристина Кокс) состоялся 23 сентября в кинотеатре "Ролан". Продолжение приключений межпланетного уголовника Ричарда Риддика, который, как и полагается настоящему преступнику, дружит с темнотой, внесли некоторое оживление в застоявшийся было жанр фантастического боевика.
Оригинальная картина, "Черная дыра" (Pitch Black, 2000), стала в меру успешным образцом малобюджетной и вторичной, но сделанной со вкусом и любовью фантастики. Борьба за выживание горстки людей, оказавшихся на сумеречной планете, кишащей кровожадными тварями, некоторым критикам тогда даже показалась первой великой лентой на эту тему со времен "Чужих". Во многом такая благосклонность заработана благодаря простым, но феерическими спецэффектам, непрерывному напряженному действию и харизме персонажа Вина Дизеля. Космический преступник Ричард Риддик, человек-скала, одинокий волк, для которого есть только своя правда, который не дастся живым ни властям, ни хищным крылатым тварям, и после таинственной офтальмологической операции обретший возможность видеть в темноте (ценой болезненной реакции на яркий солнечный свет), - тот тип романтического не-злодея и не-добряка, который, почти как Ганнибал Лектер, западает в душу.
В прошлый раз ловкий Риддик вырвался и из лап "органов", и из когтей крылатых монстров и отправился бороздить просторы галактики. Теперь оказалось, что он не просто везучий рецидивист, каких много, а рыба покрупнее. Наш герой оказывается меж двух огней - обозленными наемниками с одной стороны и армадой фашиствующих Некромонгеров, поочередно выпивающих соки из покоренных планет, с другой. И вот Риддик, потерявший старых друзей (отчасти из-за одной ужасной его черты - он патологически не умеет защищать своих женщин), но не оставшийся без сообщников (в конце концов, у настоящего рецидивиста должны быть приятные знакомства в любом уголке галактики), попадает в плен к наемникам. Если в прошлый раз он застрял в царстве абсолютной тьмы, где и проявились его преимущества, то в этот раз его бросают, наоборот, в пекло - на планету-тюрьму (привет, лейтенант Рипли!) Крематорию, где каждые 15 минут солнце выжигает поверхность дотла. А пока Риддик, вооруженный разве что кружкой с чаем, изыскивает пути побега, за ним снаряжен элитный отряд головорезов-некромонгеров. Собственно, из этой диспозиции никаких элегантных сюжетных изворотов не последует: герои не эволюционируют нравственно и весь фильм будут общаться диалогами навроде: 'Ты что, убьешь меня кружкой с супом?' - 'Кружкой с чаем'. Собственно, никакого психологизма и философских подоплек и не ожидалось, и все ставки с самого начала приняты на непрерывное рубилово. Однако стоп - и здесь разочарование. Вместо бодреньких перестрелок и поединков с использованием зубов, клыков и холодного оружия режиссер Дэвид Туи зачем-то побоища, которые умеет ведь снимать правильно, поставил совершенно сумбурно, с мешаниной человеческих тел, скользящих движений Риддика и подельников, временами почему-то и вовсе в ускоренном темпе и без звукового сопровождения. Плюс к этому, герой остался, а основная "фишка" со времен "Черной дыры" ушла: на огненной планете ночное зрение как-то не очень нужно, и Риддик, в общем, выглядит теперь просто обыкновенным качком.
Но что действительно, на сто процентов удалось команде, за что ей бы надо дать кинематографический аналог "Небьюлы", - это за армаду Некромонгеров. Одержимая культом смерти, выстроенная будто по законам, изложенным в "Дюне" (не того сусального боевика, экранизированного Дэвидом Линчем, а серией последовавших за оригиналом романов-продолжений от Фрэнка Герберта, ставших энциклопедией космического тоталитаризма), и с уклоном в барочную эстетику, садомазохистская империя находится у ног самодура Лорд-маршала с замашками Дарта Вейдера. Тот когда-то побывал на Темной стороне Силы и вернулся оттуда со способностью промывать людям мозги и бежать как минимум в два раза быстрее. Однако эта громадная махина, как показывает практика, для везунчиков-одиночек вроде Риддика - что швейцарский сыр, который можно выгрызть изнутри. Роль личности в движении истории еще никто не отменял. Так же, как и правила, что фантастическим боевика ранга "Б" вовсе необязательно обладать какими-то выдающимися достоинствами, чтобы просто нравиться.
Игорь Веселов, InterMedia