Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

03.12.2016
02.12.2016
01.12.2016

"ОДИН ПРОПУЩЕННЫЙ ЗВОНОК": ПОСМОТРИ, КТО ГОВОРИТ?

20.08.04 12:30 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"ОДИН ПРОПУЩЕННЫЙ ЗВОНОК": ПОСМОТРИ, КТО ГОВОРИТ?

Пресс-показ фильма "Один пропущенный звонок" (Chakushin ari, Япония, 2003, режиссер - Такаси Миике, в ролях - Ко Сибасаки, Кадзуэ Фукиити, Ацуси Ида, Рэндзи Исибаси, Горо Киситани, Такаси Миике) состоялся в кинотеатре "Ролан" 19 августа. Смутные ассоциации не обманывают: новый фильм японского киноманьяка действительно развивает линию японских ужастиков, порожденную знаменитым "Звонком". Вернее, не столько развивает, сколько деконструирует, "курощает и низводит".
Студентка Юми Накамура (Ко Сибасаки) - приятной внешности молодая японка, смутно похожая внешне на Го Го Юбари. Только внутри она, наоборот, запуганный зверок, не проявляющий особой коммуникабельности и держащийся на периферии университетской компании. Однажды в тихую жизнь японских студентов врывается Нечто. Мобильный телефон Йоко, подружки Юми, внезапно заливается незнакомой трелью, похожей на колыбельную. Йоко не успевает ответить на звонок, но на телефон тут же приходит голосовое сообщение, отправленное с телефона самой девушки, будто из будущего: дата отправления обгоняет текущее число на три дня. На записи - леденящий душу крик Йоко. Все думали, что это чей-то дуракций розыгрыш, пока спустя три дня Йоко не умерла, бросившись под поезд с моста ровно с таким же криком, что был записан в сообщении. Даже это показалось бы совпадением, если бы сразу же после смерти Йоко ее однокурсник Кендзи не получил подобное смертоносное сообщение. Послание вновь отправлено с телефона самого адресата, датируется оно тремя днями в будущем, на пленке - вновь леденящий душу предсмертный крик пока еще живого человека. Однако ровно через три дня, минута в минуту, неведомая сила скидывает несчастного в пустую шахту лифта. Сообщение переходит к третьей студентке: В округе переполох, владельцы мобильных телефонов толпами идут расторгать контракты, журналисты приглашают обреченную девушку на сеанс экзорцизма в прямом эфире, а тихая Юми вместе с импозантным Хироси, у которого загадочный дух полгода назад отнял сестру, пытаются сами докопаться до правды.
Недавно западные исследователи заявили, что нашли математическую формулу идеального 'ужастика', и больше всего ей соответствует "Сияние" Стэнли Кубрика. Эта формула безобразно проста: в ней условные значения "ожидания", "жестокости", "замкнутых помещений" и других факторов складываются, перемножаются и возводятся в степени. Оказывается, напугать наивных человеческих детенышей ничего не стоит: кино должно просто с алхимической точностью соответствовать данной формуле. Подобными размышлениями руководствовался Такаси Миике, известный японский дворник от кинематографа, всеядно поглощающий любые жанры, стили и методы. Мировой чемпион по скорости производства большого кино, Миике, стабильно снимающий по два-три фильма в год (в итоге большая часть его лент снята с одного дубля, иначе никак), решил один из них посвятить экспериментам над феноменально успешной "новой волне" японских ужасов, тон которой задал Хидео Наката с хрестоматийным "Звонком". Миике бесстрастно разложил на косточки фильмы Накаты, возведя отдельные его приемы (вроде обиженных духов детей, цепочки предупреждений, поисков в каких-нибудь катакомбах с целью упокоить разбушевавшегося призрака) в ранг архетипов и тонко спародировав их. Получилось так, что весь секрет жанрового своеобразия свежих японских мистических триллеров - в компактности самих японцев. Маленькие жители Страны Восходящего Солнца, оказывается, замечательно умещаются в верхних ящиках шкафов, и на медленном их вылезании оттуда строится большая часть саспенса.
Вместе с тем, на фоне этого глумления (которое само по себе характерно для трэшера Миике), в фильме хорошо очерчен "авторский почерк": хоть в виде шокирующих визуальных изысков и сюрреалистического преломления фабулы в финале, хоть в качестве довольно зубастой общественной сатиры. Ведь не случайно вал ужастиков, в которых мирных жителей терроризируют духи безвинно убиенных детей, родился именно в Японии, известной своими ортодоксальными нравами и частыми случаями жестокого обращения с детьми. Ну а использование в качестве механизма оповещения жертвы о смерти мобильного телефона - прием и вовсе откровенно пародийный. Известно ведь, что на этом высокотехнологичном острове практически каждый житель имеет по мобильнику. Как бы это не было чревато иском сотовых операторов к Миике, буде запуганные (а фильм, несмотря на ироничные краски, действительно порой вгоняет в дрожь) японцы разом побегут расторгать мобильные контракты.
Игорь Веселов, InterMedia