ZDOB SI ZDUB - '450 ОВЕЦ'
Совершенно непонятно, почему группу Zdob Si Zdub до сих пор числят в рок-музыкантах и приглашают на рок-фестивали. За время, прошедшее с выхода предыдущей пластинки, молдаване скакнули еще дальше от рока - в предположительные объятия фолк-тусовки. Хотя сомнительно, что таковые объятия будут очень крепкими: все-таки Zdob Si Zdub не имеют отношения к аутентичной этнике, которая особенно ценится поклонниками жанра. Если вдуматься, занятая ими ниша узка и неблагодарна - роль экзотической национальной прокладки, в которой 'здубы' все сильнее утверждаются, вряд ли претендует на звание одной из главных. Является ли дорога от лютого хардкора к альбому квазифольклорных песен эволюцией? Или, может быть, это, наоборот, регресс? Ответ каждый может дать самостоятельно. Замечу лишь, что искренне ответить на подобные вопросы людям, как правило, мешают сложившиеся представления о том, что 'фольклор - это хорошо', что 'надо знать свои корни' и что 'использующие в своем творчестве этно-мотивы музыканты достойны всяческого уважения'. Кто бы спорил, но не надо забывать о еще одной простой вещи: очень сложно заявить, что тебе не нравится творчество такого-то музыканта, если все вокруг им восторгаются. 'Здобам' повезло - их критиковать как-то не принято. Придется нарушить традицию.
Название '450 овец' поначалу казалось удачным приколом - мол, 'здубы' подчеркивают свои корни и самоиронично считают себя пацанами из аграрной страны, живо интересующимися проблемами животноводства, в частности, овцеводства. Однако выяснилось, что иронии здесь никакой нет - они действительно пацаны, живо интересующиеся проблемами овцеводства. Едва ли не половина треков, свидетельствует список песен, повествует об овцах и всем, что с ними связано. 'Чабан хочет уйти от овец', 'Миорица', 'Пастушок', '450 овец' - черт возьми, да это же концептуальный альбом! Подавляющее большинство песен исполняется на молдавском (румынском?) языке, и о тематике можно догадываться только по переводам названий в трек-листе. В связи с этим необъяснимы мотивы московских покупателей этого диска. Какой смысл заключается в прослушивании сыгранных на йоргафоне, кобзе, кавеле, телинке и флуере песен про парнокопытных на незнакомом языке, абсолютно непостижимо. Все уже давно убедились в том, что Zdob Si Zdub уважает свой народ и старательно пропагандирует его культуру. Роман Ягупов и Ко могли бы уже и не вываливать из мешка новые доказательства своей любви к родине. Российскому слушателю, если, конечно, он не посвятил свою жизнь изучению румынского фольклора, все эти национальные заморочки молдаван вроде как и ни к чему. Поленившись как-то адаптировать свои произведения для нашего рынка, ZSZ тем не менее не забыли кинуть весточку организаторам российских рок-фестивалей. Специально для них записана патриотическая песня 'Everybody In The Casa Mare': некоторые партии в ней исполняет Гарик Иваныч Сукачев, выступающий в качестве гаранта будущих приглашений.
Рита Скитер, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia
.jpg)