Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

04.12.2016
03.12.2016
02.12.2016

"КОРОЛЬ АРТУР": ЭПОС, КОТОРОГО НЕ БЫЛО

12.08.04 18:54 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"КОРОЛЬ АРТУР": ЭПОС, КОТОРОГО НЕ БЫЛО

Премьера фильма "Король Артур" (King Arthur, США-Ирландия, 2004, режиссер - Антуан Фукуа, в ролях - Клайв Оуэн, Йоан Груффуд, Мэдс Миккельсен, Кира Найтли, Стивен Диллан) состоялась в кинотеатре "Прага" 11 августа.
На фоне хитовых военно-исторических и фэнтезийных блокбастеров последнего времени "Король Артур" смотрится благородным костюмированным балом: в кои-то веки в оживших преданьях старины глубокой воюют не дикие немытые варвары, но вполне ухоженные и интеллигентные люди. Что характерно, к первоисточнику - собственно легендам о короле Артуре - картина имеет весьма косвенное отношение. Свод британских сказаний, сведенных воедино сэром Томасом Мэлори и Кретьеном де Труа, производит совершенно чарующее впечатление, со всеми их Экскалибурами, Мерлинами, Озерными Леди, Святыми Граалями и прочей магической чепухой. Именно чепухой, решили, видимо, создатели фильма и убрали из 'Короля Артура' всю волшебную мишуру. В результате получился крепкий боевик с массовыми побоищами и виртуозной поножовщиной, в котором магическая составляющая лишь слегка намечена в виде всего лишь остро переживающего за всех Мерлина и пространных диалогов о неотвратимости судьбы - то есть вполне в духе "Тринадцатого воина", в свое время покорившего боевыми техниками и с той же мере отпугнувшего своей приземленностью.
Напомним, что в оригинале британский эпос рассказывал историю короля Артура, собирателя земли Британской, по которой во времена раннего средневековья (5-6 века нашей эры) свободно шастали благородные волшебники и всяческие волшебные твари, вроде драконов, гномов и злобных карликов. Защищать жителей раздробленной Британии от этих пакостных существ решались лишь самые доблестные рыцари, которые собирались за знаменитым Круглым столом в замке Тинтагиль. Как и положено настоящему эпосу, легенда полна боковых ответвлений, по культовости едва ли не затмивших главный сюжет, - например, сказания о Святом Граале, об Озерной Леди или несчастной любви сэра Ланселота к артуровской жене Гвиневере. Во всей этой катавасии главное - это некая первородная экологичность всех историй, из которых складывался цельный образ древней Британии, на дорожках которой можно запросто встретить дракона - и, что самое интересное, собственноручно его победить.
Подопечные знаменитого продюсера Джерри Брукхаймера, выпестовавшего не один удачный блокбастер (одно из последних его детищ - 'Пираты Карибского моря: проклятье 'Черной жемчужины'- стало, пожалуй, самым удачным кинооткрытием прошлого лета), лишив весь конфликт магической подоплеки, напрочь убили это манящее волшебное впечатление, зато соорудили привычный батальный аттракцион, приправив его комичными аллюзиями на современность. По сюжету фильма, Артур и его рыцари - подданные Римской империи (которой давно бы к этому времени пора развалиться), помогающие священному войску наводить порядок в подотчетной Британии, которую лихорадит от мятежей варваров. Но постепенно Артур проникается симпатией к угнетенному римлянами народу, и его рыцарский выводок становится, натурально, партизанской шайкой, защищающей аборигенов. Как остроумно приметил один западный кинокритик, этот незамысловатый сюжет здорово напоминает кашу, заваренную американской армией в Ираке. Что ж, по крайней мере, у нас есть новый претендент на солидный приз на международных фестивалях, резко ставших крайне политизированными. Однако речь не об этом. Канва легендарных событий, державшаяся главным образом на магических и условно-драматических составляющих, лишенная этих связующих нитей, тут же начинает трещать по швам. Мало того что сказочные конфликты заменили на чисто военные и бытовые, так и отношения между героями и сами их характеры получились пресными. Так, король Артур в исполнении Клайва Оуэна только и делает, что, будто имам Шамиль, произносит громогласные тирады про право на свободу народа, свободного от рождения (оцените логическую подкованность короля), а хрупкая Кира Найтли, хотя и признанная не так давно самой сексуальной актрисой Британии, здесь тщетно изображает женщину-вамп. Получилось, в общем, полотнище навроде "Трои": и там и там создатели попытались магическую первооснову заменить атеистическим пафосом и высококлассными батальными сценами, отполированными силиконовыми эффектами. И то, и другое - нечто вроде монумента самим себе: посмотрите, мол, как мы профессионально экранизируем эпос, которого не было.
Игорь Веселов, InterMedia