Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

03.12.2016
02.12.2016
01.12.2016

'МЕРКАНО-МАРСИАНИН': МОЙ АДРЕС - НЕ ДОМ И НЕ УЛИЦА

09.08.04 13:26 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
'МЕРКАНО-МАРСИАНИН': МОЙ АДРЕС - НЕ ДОМ И НЕ УЛИЦА

Пресс-показ анимационного фильма 'Меркано-марсианин' (Mercano, el marciano, Аргентина, 2004, режиссер - Хуан Антин) состоялся в кинотеатре 'Ролан' 6 августа. Прокатчики 'Меркано' не без гордости заявляют, что это 'первый аргентинский мультфильм в российском прокате', и это чистая правда. Более того, внешне аскетичный и совершенно непритязательный, с трэшевым нутром, 'Марсианин' принес на экраны глоток воздуха, которого давно недоставало мультипликационной культуре.
Жизнь на Марсе есть. Причем вполне просвещенная и цивилизованная. Высокоразвитое марсианское сообщество живет в уютных металлических юртах, смотрит блокбастеры о нашествии на Марс кошмарных землян, сидит в Интернете - как оказывается, он на них с землянами один - и содержат домашних животных. В один прекрасный вечер обыкновенный марсианский житель, похожий на кактус обаяшка Меркано, вышел прогулять свою причудливую инопланетную псину. Внезапно с бездонного звездного неба падает земной марсоход и давит несчастную домашнюю зверушку всмятку. Разгневанный Меркано летит на голубую планету с целью линчевать как можно больше земных тварей, но легковая летательная тарелка разваливается в плотных слоях атмосферы. Невезучий Меркано умудрился потерпеть катастрофу в такой дыре, как Буэнос-Айрес, и единственное, что ему остается, - это прятаться от людей в канализации и скучать по дому с лежащим на коленях ворованным ноутбуком, подключенным к бесплатному интернету. От нечего делать он создает виртуальную модель Марса, размещает ее в Сети по адресу www.mars.com и круглые сутки наслаждается одинокими пробежками по виртуальным марсианским полям. Одиночество ему скрашивает прыщавый и зависимый от интернета подросток Хулиан, нашедший компьютерный Марс в Сети. Но тут монструозная транснациональная корпорация, возглавляемая отцом Хулиана, прибирает к рукам ресурс Mars.com, а Меркано засовывает в лабораторию, где из его мозга выжимают инопланетные технологии. Теперь все жители Земли безвылазно торчат в напичканной удовольствиями марсианской 'матрице', в которую бизнесмены превратили Mars.com, а заказанные по интернету материальные блага мгновенно получают через инопланетный молекулярный синтезатор. Лишь кучка панкующих антиглобалистов, мечтающих освободить мир от рабства потребления, да решивший вернуть друга Хулиан могут противостоять опутавшей весь мир корпорации.
Созданный силами профессора Университета кино в Буэнос-Айресе Хуана Антина и его студентов мультик покорил национальный кинофестиваль, где получил 'Серебряного сокола' как лучший анимационный фильм. Полнометражный 'Меркано' родился из серии двухминутных выпусков, демонстрировавшихся, подобно культовому сериалу про Бивиса и Батхеда, на аргентинском аналоге MTV - канале Much Music. Выполнен 'Меркано' в примитивной эстетике тех же 'Бивиса и Батхеда' или 'Южного парка' со схематичными фигурками героев, картонной мимикой и обилием бутафорской крови (только пара сцен фильма нарисована с использованием передовых трехмерных технологий, благодаря которым виртуальный Марс обретает манящий лоск). Однако известное дело, что мультики с трешевой анимацией рассчитаны, как правило, отнюдь не на детей и наполнены вполне взрослым содержанием.
Помимо обилия кровавых сцен, 'Меркано' взросл, ибо замахивается на зрелые идеи. Показанный в мультике мир, порабощенный гигантской корпорацией, - недвусмысленный укор транснациональным монстрам, вопль отчаяния перед лицом глобализации и едва ли не изображение жизни современной Аргентины. Однако по удару бичом здесь достается каждому: те же воинственные антиглобалисты вырисованы ленивыми неотесанными раздолбаями, готовыми маму продать за бутылку пива. Вместе с тем, если даже абстрагироваться от анархистских метафор, мультик изрядно посмешит шутками и курьезами из жизни хакеров и интернет-аддиктов. В то же время сценаристы изрядно повеселились, пародируя в 'Меркано-марсианине' целую кучу известных картин и мультфильмов. 'Матрица', 'Марс атакует' и тот же 'Южный парк' не обойдены вниманием. Кажется, такое до наглости смелое произведение, которое насмехается над всеми и одновременно дистанцируется ото всех, не может заслужить кары свыше. Так и случилось: во время ремастеринга уже готового мультика 'погиб' жесткий диск с видеоматериалом, в результате чего была безвозвратно утеряна оригинальная счастливая концовка. Притом сначала казалось, что кургузый, высосанный из пальца финал - просто очередной прикол задорных создателей. В этом и состоит загадка этого, казалось бы, простого и дешевого мультика: не поймешь, когда его создатели смеются от всей души, а когда безудержно серьезны.
Игорь Веселов, InterMedia