Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

02.12.2016
01.12.2016

"СТЕПФОРДСКИЕ ЖЕНЫ": Я, БАБАРОБОТ:

26.07.04 15:38 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"СТЕПФОРДСКИЕ ЖЕНЫ": Я, БАБАРОБОТ:

Премьера фильма 'Степфордские жены' (The Stepford Wives, США, 2004, режиссер - Фрэнк Оз, в ролях - Николь Кидман, Мэттью Бродерик, Кристофер Уокен, Гленн Клоуз, Бетт Мидлер, Джон Ловиц, Дэвид Маршалл Грант) состоялась в кинотеатре 'Пушкинский' 23 июля.
Президент преуспевающей телекомпании EBS Джоанна Эберхард (Кидман) ведает запуском пикантных реалити-шоу с заметным налетом феминизма. В один прекрасный день в Джоанну - притом в прямом эфире - пальнет муж победительницы телепрограммы 'Я достойна большего', и невольную виновницу публичного скандала с позором уволят. Волей-неволей Джоанна вместе с безропотным мужем Уолтом (Бродерик), экс-вице-президентом той же EBS, покинут родной Манхэттен ради провинциального Эдема - городка Степфорд, штат Коннектикут, чтобы в его тишине и покое, говоря фигурально, зализать раны. Чуден Степфорд при тихой погоде. Другой, впрочем, там, кажется, просто не бывает: над крышами аккуратных разноцветных домиков чуть не круглый год сияет солнце. Под стать ему сияют безупречными улыбками прекрасные обитательницы Степфорда, для которых нет иных радостей, кроме как приготовить лучший, чем у соседки чизкейк, достойно ублажить супруга и вовремя затовариться жидкостью для мытья окон. Даже аэробикой степфордские дамы занимаются не по рецептам Джейн Фонды или Синди Кроуфорд: вместо приседаний и скручиваний они выполняют элементы процесса стирки или готовки. Бал в Степфорде правят супруги Веллингтоны: Майк, президент местной Ассоциации мужчин (Кристофер Уокен), и Клэр (Гленн Клоуз). У новоприбывших - а это, кроме Джоанны с мужем, чета гомосексуалистов и колоритная писательница Бобби Марковиц (Бетт Мидлер) с супругом, - покорность степфордских жен и их неувядающая красота вызывают немалое удивление, сменяющееся подозрением: а настоящие ли это женщины?..
Знаменитый роман классика жанра хоррор Айры Левина - автора классических 'Поцелуя перед смертью' и 'Ребенка Розмари' - до Фрэнка Оза подвергался экранизации дважды. Однако ни создатель первых 'Степфордских жен' (1975) Брайан Форбс (именно к его версии, кстати, отсылают начальные титры фильма), ни, тем паче, автор телефильма по мотивам левинской книги ('Месть степфордских жен', 1980) Роберт Фуэст не решились посягнуть на святое и сделать из триллера комедию. Фрэнк Оз осмелился. Результат получился на удивление достойным, хотя и не без нескольких 'но'. Степфордские жены у Левина - вовсе не бизнесвумен, доставшие непрерывной деловой активностью своих затурканных мужей (за что и поплатились), а обычные домохозяйки - может быть, занимающие лишь чуть более активную гражданскую позицию, чем положено было в начале 70-х скромным домохозяйкам из Новой Англии. Понятно, что за тридцать с лишним лет, говоря суконным языком социологических отчетов, роль американской женщины в обществе сильно возросла, однако масштабы 'войны полов', имеющей место в комедии Оза в рамках одного города, сильно преувеличены без видимых на то причин. Мужчины у Оза, ко всему прочему (видимо, в угоду жанру), - совсем не те харизматичные книжные герои Айк Маззард, Роджер Баннистер и проч., которые действительно могли бы стать достойными противниками для 'бой-баб' Джоанны и Бобби. Реальную угрозу среди всего мужского населения Степфорда может представлять лишь один Майк Веллингтон. Увы, 'персонификации мирового зла', блистательному Кристоферу Уокену, в комедии Оза уделено до обидного мало внимания. Среди прочих актеров стоит выделить Бетт Мидлер: сцена, в которой она предстает в образе оленя Санта-Клауса, по праву может считаться одим из лучших в истории комедийных эпизодов. Что касается Николь Кидман, то вспоминается следующая история: после выхода на экраны фильма 'Вид сверху лучше' один из заокеанских кинокритиков предположил, будто босс Miramax Харви Вайнштейн залучил Гвинет Пэлтроу на главную роль обманом, напоив до бессознательного состояния. Конечно, ленты Бруно Баррето и Фрэнка Оза находятся в разных весовых категориях, однако, сколь больно было порой наблюдать изысканную прелестницу Пэлтроу в роли глуповатой, но прилежной бортпроводницы, столь же неловко порой наблюдать за метаниями первоклассной актрисы Кидман, сменяющей образ плакатной стервы на образ столь же плакатной Барби. Тем не менее диалоги по-настоящему смешны, видеоряд выше всяких похвал, стилизованная под ретро-мелодии музыка Дэвида Арнольда - тоже, от финальной сцены, где героиня Гленн Клоуз (бывшая, как выяснится, мозгом всей операции 'Степфордские жены') укладывается на пол в обнимку с головой своего псевдомужа, пробирает холодок. Правда, не дает покоя одна деталь. Как становится ясно по ходу сюжета, степфордские красотки - вовсе не роботы, как в книге Левина: им в мозг всего-навсего вживлен чип с программой 'Степфорд'. Но почему же, черт возьми, одна из героинь, как заправский автомат, выдает изо рта проигравшемуся супругу двадцать долларов мелкими купюрами?..
Наталья Корнилова, InterMedia