Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

03.12.2016
02.12.2016
01.12.2016

"Я, РОБОТ": ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ РОБОФОБИЯ

21.07.04 18:08 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"Я, РОБОТ": ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ РОБОФОБИЯ

Пресс-показ фантастического детектива "Я, робот" (I, Robot, США, 2004, режиссер - Алекс Пройас, в ролях - Уилл Смит, Бриджит Мойнахан, Алан Тудик, Джеймс Кромвелл) прошел в "Формуле кино" (ТК 'Атриум') 20 июля.
Фильм "Я, робот" представляет собой своеобразную вариацию на темы достаточно известного в нашей стране одноименного сборника новелл Айзека Азимова. Чикаго, 2035 год. По улицам чудовищно разросшегося мегаполиса в толпе людей разгуливают роботы. Большинство давно привыкло относиться к живым машинам как к обычным предметам обихода; лишь некоторые, в их числе и главный герой - полицейский инспектор Дель Спуннер (Смит), презрительно именуют человекоподобные агрегаты "железяками". В ходе расследования странного самоубийства профессора Ланнинга, корифея роботехники и главы ключевой для Вселенной этого фильма могущественной корпорации US Robotics, Спуннер обнаруживает, что казавшиеся незыблемыми основные заповеди кибернетической эры легко могут обернуться своей противоположностью.
Литературные сюжеты об искусственных существах, созданных людьми, стары как мир - виной тому кощунственная мечта человека сотворить себе механического слугу по своему образу и подобию, рискнуть ощутить себя демиургом. Само слово "робот" вошло в наш быт с легкой руки Йозефа Чапека: младший брат Карел, работая над пьесой "R.U.R", так долго отвлекал его от занятий живописью вопросами о том, как бы назвать своих электрических "лаборжей", что художнику пришлось придумать новый, менее книжный, вариант. Примечательно, что и в пьесе Чапека, и в более ранних, "готических" разработках этой универсальной темы, создание подобных автоматов заканчивалось в лучшем случае - ничем, в худшем - трагически. Все изменилось с приходом в большую литературу Айзека Азимова с его хрестоматийными Тремя Постулатами роботехники, первый и важнейший из которых гласит: "Робот не должен причинять вред человеку или своим бездействием допускать, чтобы ему причинили вред". На долгие годы это стало незыблемой догмой для фантастов; не случайно роботы-графоманы, поставщики бульварного чтива из повести Фрица Лейбера, написанной чуть позже, то и дело восклицают: "Клянусь святым Айзеком!" И разумеется, то, что в основу сюжета легли азимовские постулаты, привела к тому, что в центре внимания оказались не месть, безумие или разрушение, а тонкие парадоксы, психологические нюансы, связанные с тем, что действия робота, как бы правильны и логичны они ни были, все же не продиктованы человеческой моралью. Надо полагать, писатель искренне верил в прогресс. Новая экранизация переворачивает азимовские скрижали с ног на голову, переворачивает просто и доходчиво, однако самому Азимову подобные сюжетные ходы в голову почему-то не приходили. Революция роботов, бунт машин против человека и ради его же блага, отчаянная попытка железной - в буквальном смысле! - рукой спасти людей от самоуничтожения. Со злой иронией авторы показывают, как сильно за все эти годы изменилась реальность, изменились представления о гуманизме. Деформировалось, соответственно, и искусство, вместо механического "дяди Тома" из рассказов о Сьюзен Кельвин предложившее нам и зловещий безумный компьютер из "Космической одиссеи-2001" Кубрика, и обреченных на смерть репликантов Филипа Дика (более известных массам по фильму Ридли Скотта "Бегущий по лезвию бритвы"), не говоря уже о "Терминаторе" Джеймса Кэмерона.
Нет ничего удивительного, что фильм "Я, робот" неоднократно и со вкусом цитирует всю эту классику жанра. Вообще, если говорить исключительно о художественных особенностях картины, то, конечно же, она представляет собой массовый продукт, лишенный глубокого философского смысла и не являющийся плацдармом для каких-либо обобщений. Однако продукт это весьма качественный: отлично взятый темп, ладно скроенный сюжет, пусть не имеющий прямого отношения к классической книжке Азимова, но странным образом напоминающий другие произведения этого же автора - фантастические полицейские романы "Стальные пещеры" и "Обнаженное солнце". Стоит отметить и не страдающие навязчивостью спецэффекты. Плюс к тому - убедительная игра небезынтересного актера Уилла Смита, персонажи которого в более ранних фильмах "Люди в черном" и "День независимости", кстати сказать, разоблачали козни инопланетян - еще один глобальный миф постоянно мутирующей "теории заговора" нашего времени. И, конечно же, сами роботы - таких чудных, иногда жутковато-агрессивных, а иногда и безумно трогательных существ мировой экран еще не знал. Все вместе безусловно делает картину "Я, робот" прекрасным средством для отдыха от летнего отдыха.
Борис Белокуров, InterMedia