Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

02.12.2016
01.12.2016

'ПАПА': БЛУДНЫЙ СЫН ВОЗВРАЩАЕТСЯ

28.06.04 15:39 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
'ПАПА': БЛУДНЫЙ СЫН ВОЗВРАЩАЕТСЯ

Показ фильма 'Папа' (Россия, 2004, режиссер - Владимир Машков, в ролях - Владимир Машков, Егор Бероев, Андрей Розендент) в рамках конкурсной программы XXVI ММКФ прошел 25 июня в Центральном Доме кинематографиста.
Экранизация пьесы Александра Галича 'Матросская тишина', в театральной постановке которой Владимир Машков сыграл более четырехсот раз. Изначально планировалось сделать эту картину 'фильмом закрытия' фестиваля, но впоследствии создателям предложили поучаствовать в конкурсе. Абрам Шварц, завскладом в заштатном украинском местечке, мечтает вырастить своего сына Давида великим скрипачом. И Давид, которому больше всего хочется удрать на улицу, готов упорно заниматься, ибо еще больше ему хочется удрать из сонного захолустья. И вот, десять лет спустя, третьекурсник Московской консерватории Давид Шварц стоит на сцене БЗК. Он открывает отчетный концерт, он - любимец товарищей и педагогов, он счастлив. Свое провинциальное прошлое младший Шварц не желает даже вспоминать: есть только Москва, яркая, успешная жизнь среди успешных людей, большое будущее. Слегка омрачает его существование лишь отчисление друга, не пожелавшего отказаться от репрессированного отца, но карьера для Давида превыше всего. Он глубоко раздосадован, обнаружив, что собственный отец незваным явился его проведать. Ему стыдно за старика перед модными друзьями, еще больше он боится опорочить себя в глазах начальства. Но всю его жизнь и систему ценностей перевернет война.
Картину, действие которой происходит в трех исторических периодах, отличает тщательнейшая проработка деталей архитектуры и быта. Каждому времени соответствует свое цветовое решение кадра. Несмотря на то, что главные герои этого фильма евреи, а большая часть действия приходится на район бывшей черты оседлости, Машкову счастливо удается избежать попадания в привычный для этой темы пафос, к чему, как выяснилось, он стремился осознанно. Эта картина прежде всего о сыновнем долге и отцовском прощении - проблемах, общих для всех времен и народов. И, как ни удивительно, именно благодаря этому герои вызывают наибольшее сопереживание. Тема геноцида подана здесь как человеческая, а не национальная трагедия, что в конечном итоге гораздо весомее работает на девиз: 'Холокост не должен повториться!' Так советский офицер Давид Шварц входит освободителем в растоптанный гитлеровцами городок своего детства, который он когда-то растоптал у себя в душе вместе с сыновней любовью. Стоит ли добавлять, что подобные коллизии требуют тончайшей и глубокой актерской игры, и актерский ансамбль сумел ее продемонстрировать. Владимир Машков весьма бережно отнесся к тексту Галича, хотя и сократив его согласно требованиям кинопроизводства, но не внося никакой отсебятины. Впрочем, прояснить мотивацию гениального, но эгоистичного карьериста, отказывающегося от армейской 'брони', было бы интересно.
Борис Гришин, InterMedia