Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

08.12.2016
07.12.2016

ЭМИР КУСТУРИЦА: "ЖЕНСКИЙ ЗАД - НЕ ТОЛЬКО СЛАВЯНСКИЙ СИМВОЛ"

24.06.04 18:41 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
ЭМИР КУСТУРИЦА: "ЖЕНСКИЙ ЗАД - НЕ ТОЛЬКО СЛАВЯНСКИЙ СИМВОЛ"

Пресс-конференция Эмира Кустурицы состоялась в Центральном доме кинематографиста 24 июня. Режиссер приехал на фестиваль 22 июня по случаю вручения ему приза 'за вклад в кинематограф' и премьеры его последнего фильма 'Жизнь чудесна'. По данным из штаба ММКФ, днем 23 июня Кустурице нездоровилось, и он не выходил из номера вплоть до премьеры. Впрочем, на пресс-конференцию, прошедшую на следующий день после показа фильма, г-н Кустурица вышел вполне бодрым, долго позировал фотографам и предпочитал отвечать на вопросы в шутливом тоне.
Начав с поздравлений с недавним рождением внука, журналисты спросили режиссера об отношении к этой премии и фестивалю. Кустурица изъявил искреннюю радость по поводу того, что признание кинематографических заслуг пришло к нему именно в Москве. 'Московский кинофестиваль всегда держал высокую планку. Даже в советское время это был праздник искусства. Вместе с тем, мне немного странно получать приз за всю свою режиссерскую карьеру. Ведь такие призы обычно вручаются тем, чья карьера уже на закате, а я еще молод. С другой стороны, я недавно стал дедушкой, а дедушкам получать такие призы вполне прилично', - усмехнулся режиссер. В ходе визита в Москву Кустурица намерен посетить булгаковские места. 'Я обожаю Булгакова, - признался гость фестиваля. - 'Мастер и Маргарита' - один из лучших романов на свете. Не будь Борхеса, вероятно, был бы лучшим'. Помимо личных переживаний и культурной программы, журналистов больше всего интересовало отношение режиссера к произошедшим на Балканах событиям. Кустурица обиделся, когда его позицию в этом вопросе назвали радикальной, и заявил: 'Никогда не было у меня никакого радикального отношения. Я всегда придерживался логической точки зрения. Была одна многонациональная страна, которая из-за войны распалась на шесть националистических государств. Как к такому относиться положительно? Так что я руководствуюсь логикой, а она ведь тоже часто бывает неприятной вещью. Я не держу нос по ветру, а пытаюсь проникнуть в суть вещей'. В продолжение политической темы Кустурица рассказал о своем видении причин распада Югославии. Эта страна была синтетическим, насильно собранным союзом из шести наций; единственным государством в мире, получавшим выгоду от холодной войны. С прекращением последней исчезли и мотивы существования самой Югославии. Конечно, она никогда не была 'темницей народов', однако идеология здесь все равно превалировала над чувством родства, - считает балканский режиссер.
Последний фильм Эмира Кустурицы гротескно освещает проблемы, возникшие у ранее сосуществовавших народов после распада Югославии. В связи с этим один из журналистов спросил, намеренно ли в фильме Кустурица выставил сербов в куда более выгодном свете, нежели боснийцев. Режиссер опять пришел в негодование. 'Идеологический вопрос не имеет никакого отношения к искусству, - отрезал он.- В своей картине я никого не ставил выше других. Это ведь не агитационный фильм. А что касается субъективной оценки ситуации, - задайте этот вопрос CNN. Я скажу лишь одно. События, изображенные в фильме, действительно происходили в реальной жизни. В деревне Трново рядом с Сараевым разыгралась драматическая история, достойная пера Шекспира'. Такое заявление способствовало перемене темы на более спокойную - собственно кинематограф. Всех интересовал вопрос, как Кустурица и команда работали с животными, вытворяющими в фильме неправдоподобные фокусы. Больше всего журналистам запомнилась 'роль' черной кошки. Кустурица был краток: 'Чтобы кошка сыграла так, как сыграла, нужно просто верить в то, что жизнь - чудесна', - объявил мэтр. Не дожидаясь новых вопросов, режиссер произнес целый монолог о роли кинематографа. Так, он уверен, что его фильмы несут сугубо позитивный заряд, который должен поддерживать людей. В современном мире фильм теряет свое значение, становится развлечением наподобие видеоигры. Люди вообще все больше стесняются своих эмоций, становятся более прохладными. Даже когда любят, он и остаются прохладными. Балканский экспериментатор упомянул также, что сам пытается с этим бороться нетрадиционными способами: 'В белградском сумасшедшем доме восемь дней подряд показывали мои фильмы. Я надеюсь, они повлияют на душевнобольных людей в лучшую сторону', - поделился своими соображениями режиссер. Вслед за этим признанного мастера артхауса спросили, почему он перестал делать кино в США, где был снят один из самых известных его фильмов - 'Аризонский сон'. Кустурица невозмутимо отвечал: 'Я всю жизнь снимаю авторское кино. Съемки в Голливуде - всего лишь американская часть этой большой истории. Это французские деньги, потраченные в Америке. Хотя я обожаю классический Голливуд тридцатых-сороковых, я ни за что не продамся современному Голливуду'. Однако режиссеру продолжали задавать провокационные вопросы. Один из журналистов, по его выражению, 'с искренней надеждой' спросил, не хочет ли Кустурица измениться, уйти в другой жанр, снять экранизацию, наконец. 'Я могу снять фильм, используя в качестве сценария телефонный справочник. Вот только зачем? - парировал Эмир. - Мне важнее всего оставаться верным своим эстетическим и моральным принципам. Я не изменю своему видению'. И в самом деле, оригинальная творческая манера режиссера поразила и смотревших 'Жизнь чудесна' журналистов'. Особенно их потрясла сцена, где женские ягодицы использовались в качестве боксерской груши. Вопрос о роли женской 'пятой точки' в его творчестве изрядно повеселила и режиссера, и журналистов. Отсмеявшись, Кустурица признался: 'Действительно, в моих фильмах часто появляются женские задницы, исполняющие не свойственные им функции. Это такой аллегорический символ, показывающий, как привычный ход вещей ставит с ног на голову война, стираюшая все границы разумного'. На резонный вопрос, не связана ли популярность его фильмов в России с тем, что у всех славян дела делаются именно 'через это самое место', Кустурица улыбнулся: 'Ну ведь женский зад - это не только славянский символ. Вообще говоря, появление этого образа в моем кино восходит к Феллини, так что это и латинский архетип тоже: Что касается популярности моих фильмов в разных странах, то на Западе меня тоже любят. Вот только в эмоциональном плане русские зрители более открыты. Я наблюдал за реакцией публики на показе в Канне. Люди смеялись там, где надо, в нужных моментах им становилось грустно, но потом я все же понял, что полностью эффект от фильма доходит до них лишь спустя значительное время после просмотра'.
Игорь Веселов, InterMedia