Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

05.12.2016

РОССИЙСКОЕ КИНО: КРИЗИСУ ИДЕЙ НЕ ПОМОЖЕТ ДАЖЕ ГОСПОДДЕРЖКА

24.06.04 15:53 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
РОССИЙСКОЕ КИНО: КРИЗИСУ ИДЕЙ НЕ ПОМОЖЕТ ДАЖЕ ГОСПОДДЕРЖКА

Круглый стол на тему 'Российское кино: как вернуть деньги?' прошел в рамках XXVI ММКФ в Центральном доме кинематографиста 23 июня.
В симпозиуме приняли участие Никита Михалков, продюсеры Леонид Верещагин, Александр Атанесян, Сергей Сельянов, Сергей Сендык, Сергей Члиянц. Разговор о деньгах в российском кино начался со статистики, которую предоставила Мария Гаврилова, координатор специальных проектов журнала 'Кинобизнес'. По ее словам, из 61 произведенных в прошлом году картин в прокат вышли 40, и только пять из них собрали чуть больше $1,5 млн.: 'Бумер', 'Антикиллер-2', 'Даже не думай', 'Прогулка' и 'Благословите женщину'. В кинотеатрах в прошлом году доля американских фильмов в прокате составила 88%, а российских - всего 4-5%. Правда, сборы от проката трех наших картин - 'Антикиллер-2', 'Даже не думай-2' и '72 метра' - превысили $3 млн., и этот пример доказывает, что на российском кино все же можно заработать деньги. До сих пор такого успеха добивалась только лента 'Сибирский цирюльник', и то при 30 кинотеатрах в стране, оборудованных Dolby Digital Surround, тогда как сейчас их свыше 200. Правда, продюсеры поставили под вопрос достоверность озвученных цифр: из-за постоянного роста сборов и строительства новых залов, статистики накопилось крайне мало, она просто отстает от реальности. Было отмечено, что отечественный кинопрокат развивается бешеными темпами: в 1996 году его сборы составляли $7-8 млн., тогда как в этом году ожидается $270 млн., а в 2006 году эта цифра может вырасти до $500 млн..
Общую картину озвучил ведущий симпозиума Даниил Дондурей: 'Фильмов много (в прокате), зрителей много, деньги есть, а отечественных фильмов, которые собирали бы зрителя - либо нет, либо они есть не в таком количестве, чтобы наше кино стало прибыльным'. 'Творческая и производственная составляющие нашего кинематографа находятся просто в катастрофическом состоянии, - объяснил вице-президент Гильдии продюсеров Александр Атанесян. - В стране катастрофически нет сценариев! Если появится новый сценарий - мы увидим, что катастрофически не хватает режиссеров для этого фильма. Если вдруг появится новый режиссер, мы увидим, что не хватает вторых режиссеров, ассистентов, и так далее. Творческий кризис, на мой взгляд, совершенно очевиден. То же самое в производственной части: мы отстаем даже от некинематографической державы Голландии. Потому что я привожу камеры для своих фильмов из Голландии, в России их просто нет'. 'Мы можем вернуть зрителя, - продолжил он, - только создавая качественное кино, это единственный доступный продюсерам инструмент'. На творческий кризис посетовал и Сергей Сендык: 'Если мы говорим о недостатке технологий, давайте обратимся к производству сериалов. У нас нет достаточных технологий для них, мы снимаем гораздо менее технологичный продукт для телевидения. И этот продукт востребован! Тогда как американские сериалы по качеству в тысячи раз лучше, чем наши, их снимают по $2-2,5 млн. за серию, наши снимаются по $120-130 тыс., даже по $50 тыс. за эпизод. И их смотрят - американские нет. Все дело только в творчестве', - предположил продюсер. Сергей Сельянов ('СТВ') продолжил мысль своего коллеги: 'С развитием рынка и приходом денег российский кинематограф начнет работать, - заверил он. - Особенно на некоем индустриальном пространстве, где предполагается некий конвейер, как обстоит дело с сериалами. То есть сейчас мы имеем штучный продукт, а с развитием индустрии получим, с одной стороны, качественный мейнстрим, с другой - конвейер, существующий по принципу оборота: деньги-товар-деньги'. Продюсеры констатировали факт недостаточности художественных идей, и Никита Михалков с ними согласился: 'Что касается идей, это кризис общий. Это касается не только нашего кинематографа. Если посмотреть картины на Каннском фестивале, то, что идет в мировом прокате и собирает огромные деньги, - это общий, большой кризис идей. Очень многие научились тому, КАК снимать, и им не всегда понятно - ЧТО. Это проблема 'Антикиллера'. Егор Кончаловский потрясающий профессионал, владеющий формой. Но если, как апельсин, очистить 'Антикиллер' и убрать из него все, что вызывает такой ажиотаж: звук, саундтрек, спецэффекты, все трюки, - просто выяснить, о чем идет речь, то возникает вопрос: собственно, елки-палки, вы чего в барабан так били? Возможность и умение 'как' при отсутствии идеи и рождает тот кризис, который мы имеем'.
Последним был затронут вопрос господдержки российского кино. Государство дает на киноиндустрию порядка $50 млн. ежегодно. 'Государственная поддержка, заключавшаяся все эти годы в том, что права на фильмы, произведенные с помощью государственных денег, остаются в распоряжении продюсеров, позволила наметить инфраструктуру кинематографии, - объяснил продюсер Сергей Члиянц. - Почти нет продюсеров, которые не получают господдержки. Даже фильм 'Бумер' получил, правда, скромную, но на тот момент очень своевременную денежную помощь от государства на производство. Так сделано большинство картин'. Однако, с другой стороны, рынок кинопроката развивался совершенно без участия государства, по принципу 'лишь бы не мешало'. 'Вместо того, чтобы делать закон о государственной поддержке кинематографа, вместо отчисления денег налогоплательщиков на кино, надо было делать закон о кинопрокате, - заметил Александр Атанесян. - Потому что в результате этого закона мы имеем пятьсот отвратительных фильмов и много замечательных дач. А если бы был закон о кинопрокате, мы имели бы 5.000 отличных кинотеатров: и ни одной дачи'. Еще большую пользу принесла бы борьба государства с оборотом пиратских DVD и VHS. Пиратский видеорынок оценивается приблизительно в $4 млрд., что абсолютно окупает кинопроекты, если бы деньги попадали непосредственно к создателям. Сергей Сельянов шутливо указал решение всех проблем: 'Руководители правоохранительных структур, благодаря которым отдельные представители пиратского рынка 'крышуются' и прекрасно существуют, фактически публично называют цену. Мол, $70 млн. мы с этого имеем, дайте и вы нам столько же, и мы будем с пиратами бороться - нам все равно, у кого деньги брать. Бюджет Госкино на этот год - как раз 70 млн.! Отдайте деньги Госкино в правоохранительные органы, и мы получим $4 млрд. сборов с видеопроката. И все!'
Павел Москов, InterMedia