Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

01.12.2016

"СВОИ": СТАРИК И СОПРОТИВЛЕНИЕ

23.06.04 15:21 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"СВОИ": СТАРИК И СОПРОТИВЛЕНИЕ

Пресс-показ фильма 'Свои' (Россия, 2004, режиссер - Дмитрий Месхиев, в ролях - Богдан Ступка, Сергей Гармаш, Константин Хабенский, Михаил Евланов, Анна Михалкова, Наталья Суркова, Федор Бондарчук) в рамках конкурсной программы XXVI ММКФ прошел 22 июня в Центральном Доме кинематографиста.
Прорвавшие линию фронта части немецкой пехоты при поддержке танков врываются в маленький русский городок, сметая на своем пути госпиталь и батальонный штаб. Успевшие сорвать с себя военную форму сотрудник СМЕРШа, политрук и случайно прибившийся к ним молоденький снайпер, попадают в плен. Один из сотен прочих военнопленных догадывается о национальности политрука и угрожает ему выдачей в надежде на лишнюю пайку, за что смершевец тихонько убивает предателя (цитата из 'Судьбы человека') опасной бритвой, почему-то не изъятой немцами. Молоденький снайпер оказывается местным уроженцем, и троица в надежде добраться до его деревни решается на побег. Отец юноши, укрывший их в сарае, назначен фашистами на должность старосты; многие его родственники - полицаи, некогда обиженные советской властью. Так перед героями встает мучительный вопрос взаимного доверия.
Кто и для кого здесь "свои"? Эта интрига до конца будет держать зрителя в напряжении. Проблема деревенского коллаборационизма в Великой Отечественной войне впервые поставлена данной картиной с достаточной исторической глубиной - в советское время это было невозможно. Отличает эту ленту от ее 'сестер' советского периода и многое другое: откровенно эстетское, подробное, зачастую рапидное изображение смерти, практически полное отсутствие лирического юмора, щедро насыщавшего самые трагичные ленты нашего прошлого и заставлявшего зрительское сердце сжиматься от сопереживани. Зато в "Своих" присутствует другое замечательное достоинство советской киношколы - в картине нет ни одной хоть-сколько нибудь слабой актерской работы. Безусловно лучшая из них принадлежит Богдану Ступке (Старик), единственному на данный момент реальному претенденту на приз за лучшую мужскую роль. Блестяще справляется со сложнейшей, неоднозначной ролью Чекиста Сергей Гармаш. Лично у автора этих строк наибольшее потрясение вызвали Анна Михалкова и Наталья Суркова - перевоплощение представительницы известной кинематографической фамилии и ведущей актрисы Санкт- Петербургского Молодежного театра в деревенских баб просто поразительно. Для достижения этого эффекта актрисам пришлось набрать до 20 килограммов лишнего веса и более двух месяцев прожить в глухой псковской деревне, ежедневно занимаясь тяжелым крестьянским трудом. Федор Бондарчук, которого зрители привыкли видеть в амплуа "нового русского", тоже на редкость органичен в роли "идейного" влюбленного полицмейстера. Картину, кроме прочего, отличает характерное для отечественного кино тщательное внимание к деталям быта и одежды. Правда, некий представитель немецкой прессы пытался упрекнуть создателей ленты в обратном: по его мнению, каски немецких солдат для фильма были сделаны из пластмассы, а не из железа, отчего не тонут в речке - что недопустимо. Однако режиссер справедливо заметил, что пароход тоже сделан из железа, однако не тонет - ибо, подобно каскам обладает некоторым водоизмещением.
Борис Гришин, InterMedia