Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

10.12.2016
09.12.2016
08.12.2016

"ИНАЯ ЛОЯЛЬНОСТЬ": ОШИБКА РЕЗИДЕНТА

22.06.04 17:45 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
"ИНАЯ ЛОЯЛЬНОСТЬ": ОШИБКА РЕЗИДЕНТА

Показ конкурсного фильма "Иная лояльность" (A Different Loyalty, 2004, режиссер Марек Каневска) прошел в кинотеатре "Пушкинский" 21 июня в рамках XXVI ММКФ. От остальных картин, уже показанных в рамках конкурсе, эту ленту отличает звездный актерский состав (главные роли исполняют Руперт Эверетт и Шэрон Стоун), опытный режиссер (Марек Каневска - автор высоко оцененного критиками фильма "Там, где деньги"), солидный бюджет ($13 млн.). На фоне представленных на конкурсе артхаусных картин малых народов "Иная лояльность" выглядит эпическим повествованием.
Завязка фильма подошла бы крепкому голливудскому шпионскому боевику. Ближний Восток, шестидесятые годы, холодная война. Лео Коффилд (Руперт Эверетт), бывший агент британской разведки, ныне отошедший от дел, работает военным корреспондентом Times и живет с красавицей женой Салли и парой прелестных детей в Бейруте, в обществе разведчиков ведущих мировых держав. Однажды вечером Лео уходит, как ни в чем ни бывало поцеловав на прощанье супругу, - и больше домой не возвращается. Салли, пережив страх за мужа и семью, столкнувшись с неизвестностью и оказавшись под подозрением разведчиков, вдруг узнает, что Лео - перебежчик, давно работавший на КГБ и внезапно сбежавший в Москву. Когда все друзья и близкие отворачиваются от ее супруга и вся нация проклинает его как предателя, Салли бросает все и, сама прибегнув к шпионским контактам, паролям и явкам, на свой страх и риск летит в Москву, лишь бы только повидаться с опальным супругом.
В первой части фильма действие разворачивается в жарком Бейруте. Хотя эти эпизоды снимались не в ближневосточном климате (съемки проходили большей частью в Канаде), создатели сумели воспроизвести потрясающую атмосферу Ливана 60-х, пустыни, где пересекаются интересы двух противостоящих друг другу мировых держав. Пропитанные безнадежной нищетой улочки тут перетекают в утопающие в роскоши кварталы, населенные богатыми экспатриантами из Европы и Америки. Но в шуме светских приемов и маскарадов здесь плетутся интриги: за маской на балу может скрываться агент противника, по лесенкам и узким переулкам шныряют шпики, а человек, прогуливающийся под окном с газетой в руках, сигнализирует об опасности. Впрочем, несмотря на внешние ассоциации, шпионского триллера не получается. Не ждите погонь с пистолетами, уколов зонтиками и ампул с цианидом, зашитых в подкладку пиджака. В центре внимания здесь - драма двух любящих друг друга людей, оказавшихся по разные стороны "железного занавеса". Салли кажется настоящей женой декабриста: невзирая на запреты, границы и слежку, она прилетает к мужу в продрогший дождливый Советский Союз на самолете с лейблом "Аэрорусь" на борту. Главное, что тянет ее обратно в Америку, - это дети, которые, решает она, не должны вырасти в "чертовой помойке". Положение мужа еще трагичней: если на одной чаше весов лежит любовь к жене и детям, то на другую ложится преданность идеалам молодости. Лео и в зрелом возрасте остается уверен, что западные государства строят "не то, что нужно", и ни разруха, царящая в СССР, ни медленно убивающий его русский климат не заставят перебежчика вернуться на родину. Впрочем, заметное в глазах героя Эверетта бездонное отчаяние говорит само за себя: он не столько верил в коммунистические идеалы, сколько боялся мести КГБ.
Эпизоды, снятые в России, где в пределах отдельно взятой съемочной площадки пытались воссоздать тоталитаризм, конечно, честно отдают тоской и безысходностью. Однако российский зритель явно окажется неспособен воспринимать эти сцены на полном серьезе. Все дело в антураже, с которым создатели переборщили. Иностранный перебежчик Лео ежедневно ходит на работу в Кремль мимо Ленинской библиотеки, к которой выстроилась очередь бабушек, почему-то с бидонами. Жены других изменивших родине иностранцев пьют водку без закуски и обсуждают новые магазины одежды (!). А из окон квартиры, где обосновался двойной агент, открывается роскошный вид на Храм Христа Спасителя (напомним, действие происходит в 60-е годы). Так что изображение родного города здесь смотрится совершенным кичем, и воспринимать это следует на одном уровне с книгами Владимира Сорокина: нелепо, но смешно. Впрочем, многочисленные ляпы в изображении русского быта нисколько не умаляют достоинств фильма. Выполненная с тонкими нравственными акцентами, визуальным перфекционизмом картина, в которой к тому же замечательно сыграли Эверетт и Стоун (критики потом долго обсуждали в курилке всю выразительность мимики нестареющей Шэрон), производит благостное впечатление. Добавим к этому, что шпионские страсти мы видим часто, а вот показать, что движет агентами, что их ждет на чужбине и какова ответственность за моральный выбор, не берется почти никто. Режиссер "Иной лояльности" осмелился - и не прогадал.
Игорь Веселов, InterMedia