Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

23.01.2017
22.01.2017
21.01.2017
20.01.2017

МАРИИНСКИЙ "СУСАНИН" БРОСИЛ ВЫЗОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МАШИНЕ

01.06.04 18:52 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
МАРИИНСКИЙ "СУСАНИН" БРОСИЛ ВЫЗОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МАШИНЕ

Премьера оперы 'Жизнь за царя' М.И.Глинки состоялась в Мариинском театре (Санкт-Петербург) 30 мая, открыв XII международный фестиваль 'Звезды Белых ночей'. Впервые с досоветских времен опера Глинки вернулась к своему исконному названию (в Большом театре она до сих пор идет как 'Иван Сусанин'). Спектакль, приуроченный к 200-летию со дня рождения первого русского композитора-классика, подготовили режиссер-постановщик, он же художник по костюмам и сценограф Дмитрий Черняков, дирижер-постановщик Валерий Гергиев, художник по свету Глеб Фильштинский, хореограф Сергей Вихарев и др. В главных партиях выступили бас Сергей Алексашкин (Сусанин), сопрано Ольга Трифонова (Антонида), тенор Леонид Захожаев (Собинин), меццо-сопрано Злата Булычева (Ваня).
Для молодого режиссера Дмитрия Чернякова опера 'Жизнь за царя' - вторая работа в Мариинском театре. Два года назад он поставил апокалиптическое 'Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии' Н.А.Римского-Корсакова, а ныне взялся за 'русские страсти' по мотивам реальных событий 1612 года. Главный герой - Сусанин - у Глинки и Чернякова олицетворяет собой русского Христа, проходящего свой крестный путь и отдающего свою жизнь во имя спасения тех, кто это даже не способен оценить. А главным в спектакле становится показанная во всех подробностях личная жизнь Сусанина и членов его семьи, их нехитрое счастье и внезапное огромное горе. У Чернякова Сусанин (в истории он ключник боярина Михаила Романова - будущего царя, спасенного от поляков) - обычный плотник, который живет в скромном домишке со скудным внутренним убранством (шкапчик, верстак, выполняющий функции и обеденного стола, трехрожковая люстра и несколько стульев). Просты и его дети - родная дочь Антонида и приемный сын Ваня, у Чернякова они почти сверстники. Семья Сусанина и их дом присутствуют на сцене практически все время от начала и до конца спектакля. Излюбленная черняковская сетка, натянутая через всю сцену, отделяет пространство дома (в котором как бы находятся и все зрители) от остального мира, выход в который естественным образом осуществляется через покосившуюся дверь.
В первом действии зритель наблюдает за обычным сельским бытом вперемешку с сюром: на грядках за околицей почему-то идет стирка в тазах, тут же кто-то прядет, кто-то читает, кто-то удит рыбу неподалеку, а во дворе красуются белые скульптуры лося и лосенка, на стоящей рядом рябине со стволом необъятного размера висят гигантские белые птицы, через всю сцену перегибается шея колодезного журавля, а на берегу реки возвышается фонарный столб. Сельчане заняты своими делами, Антонида готовится к встрече жениха и мечтает о свадьбе, далее все идет в соответствии с либретто: Собинин возвещает об избрании земским собором нового царя - им, по слухам, должен стать Михаил Романов, сын митрополита Филарета. И хотя доподлинно известно, что царь был избран в феврале, декорации олицетворяют собой разгар весны (путаница допущена еще в либретто, но режиссер не захотел изображать даже раннюю весну, облачив селян совсем по-летнему).
Второй акт (по либретто - польский бал), за которым фантасмагорическим образом наблюдает Сусанин с порога своего дома, проходит ни много ни мало в неком подобии Зала Церковных Соборов московского Храма Христа Спасителя. Увидеть торжество врага в главном русском храме вместо польского зала зрители явно не ожидали и, шокированные, наградили постановщиков аплодисментами и криками 'браво'. У входа в зал стоят современные секьюрити, а в красных креслах на сцене расположилась знать в мехах и нарядах, поющая по красным папкам и взирающая на развлекающий ее русский балет. Сергей Вихарев постарался высмеять 'матрешечную' сущность русской балетной продукции, идущей на экспорт, (а-ля 'Лебединое озеро' Васильева) и вывел казачков, балерин в кокошниках, а под конец танцевального дивертисмента и курсантов, лихо отплясывающих мазурку. Компанию курсантам составили маленькие девочки с винтовками, превратив затем последние в станки для балетных упражнений.
В третьем действии наступает суровая зима (в истории коронация Михаила и гибель Сусанина - события начала марта 1612 года): крестьянки снимают плоды рябины, кто-то убирает лопатой снег. В доме идет приготовление к свадьбе, в разгар которого появляются враги - 20 'братков' в одинаковых черных 'алясках'. Они и уводят Сусанина, проводящего напоследок горстью снега по губам, с собой.
В четвертом действии, представляющем собой по сути сольную сцену Сусанина, поначалу обращающегося к оставленной семье (и откликающейся ему на расстоянии, мысленно: домашние, лишенные вокальных партий, убедительно играют эти отклики), а затем гибнущего от ножа Врага. Эпилог возвращает зрителя в красный зал якобы 'Храма Христа Спасителя', в котором опять заседает знать (другая или та же - философский вопрос, один из главных в данной постановке) и опять празднует. Но семье виновника торжества на всеобщем празднике жизни снова не находится места: Антонида, Ваня и Собинин, продирающиеся сквозь бездушную толпу ликующих, осознают, что никакие всегосударственные нужды не стоят капли крови одного-единственного родного человека.
Татьяна Давыдова, InterMedia