Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

04.12.2016
03.12.2016
02.12.2016

"ДЗЕРЖИНСКИЙ" УЧИНИЛ СУД НАД БОЖИЕЙ ИЗБРАННИЦЕЙ

21.04.04 18:41 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
"ДЗЕРЖИНСКИЙ" УЧИНИЛ СУД НАД БОЖИЕЙ ИЗБРАННИЦЕЙ

Генеральная репетиция новой постановки оперы 'Огненный ангел' Сергея Прокофьева прошла на Основной сцене Большого театра 21 апреля. Оркестром дирижировал Александр Ведерников, главные партии исполнили сопрано Оксана Кровицкая (Рената), баритон Валерий Алексеев (Рупрехт), бас Александр Науменко (Иоганн Фауст), тенор Роман Муравицкий (Агриппа Неттесгеймский), тенор Вячеслав Войнаровский (Мефистофель), бас Вадим Лынковский (Инквизитор), меццо-сопрано Светлана Шилова (Гадалка), сопрано Ирина Удалова (Хозяйка квартиры), меццо-сопрано Лариса Костюк (Настоятельница монастыря), тенор Марат Галиахметов (Якоб Глок) и др. В бессловесной роли Огненного Ангела - Графа Генриха выступил молодой и весьма миловидный актер Максим Меркулов. Впервые в истории Большого театра показ русской оперы сопровождался транслированием либретто в титрах на электронном табло, размещенном над сценой (традиционно с титрами идут только иностранные оперы).
Режиссер Франческа Замбелло, художники Георгий Цыпин и Татьяна Ногинова выполнили свои обещания воплотить визуальный мир 20-х годов прошлого столетия. В качестве основных декораций 'выстроены' три мрачных многоэтажных дома, близких по архитектурной стилистике зданиям искомой эпохи, с разбитыми окнами и трещинами вдоль фасада. На фоне этих зданий все и происходит - порой, кстати, сами дома, словно поддавшись злым чарам, трансформируются, перекашиваются, обнажают внутренности: Когда в начале оперы странник Рупрехт, возвращающийся из Америки, снимает себе квартиру, его устраивают в аккурат 'во дворе', под окнами этих же зданий, из которых выглядывают мрачные безликие силуэты, то и дело светящиеся неестественным внутренним светом.
Основным колористическим символом спектакля становится красный цвет. Впервые красное появляется в одеянии главной героини - Ренаты, одержимой любовью к Огненному Ангелу, явившемуся ей в образе земного графа. Затем направленный свет обнажает красноту самих подмостков в наиболее драматические моменты действия. Монахини в пятом действии вооружаются красными Библиями и крестами. В финале оперы и 'зрители', наблюдающие за 'спектаклем' - судом-фарсом (который разыгрывает над Ренатой Инквизитор), тоже облачаются в красные одежды. Ангел выступает в течение оперы либо в ярко-желтых одеждах, либо в белом кителе (в образе Графа Генриха).
Оригинально решен вопрос об участии в опере солистов. Каждый из них не довольствуется лишь своей ролью: все они присутствуют на сцене практически во всех пяти актах оперы, многократно переодеваются и создают эффект присутствия одного и того же общества, рядом с которым сосуществуют главные герои, Рената и Рупрехт. Таким образом, постоянную оригинальную массовку образуют только солисты и в ней совсем нет статистов. Это 'общество' - порой даже некое быдло, стадо зевак - впервые собирается, чтобы поглазеть на прибытие Рупрехта, затем не без приязни наблюдает за тем, как Хозяйка квартиры и ее Работник клевещут на Ренату; это же собрание люда трапезничает в трактире, где балагурят Мефистофель и Фауст, наблюдает за фальшивым судом в монастыре и т.д. (наличие 'зрителей' в сцене суда наводит на мысль, будто Инквизитор самолично и нанял беснующихся монашек, чтобы погубить Ренату, якобы наводящую порчу на сестер).
Все же не избежали постановщики и социальных акцентов, от которых открещивались на пресс-конференции. Например, Инквизитора одели в кожаное пальто и форменную фуражку как представителя власти вполне определенной. Его 'клир' - солдаты, вооруженные наганами, - рыщет между павшими ниц монашками, словно мародеры среди трупов. В финале, когда Инквизитор-'Дзержинский' пытается применить свою земную власть к силам небесным и изгнать из Ренаты мнимого демона, он демонстрирует совершенное бессилие, и мысль авторов спектакля становится совершенно очевидной: никакие военачальники и чиновники не властны над богоизбранными, к каковым относятся истинные художники (а в их числе, по-видимому, и автор оперы, и автор литературного первоисточника - Брюсов, и многие-многие другие). Главная героиня Рената в действительности именно в финале оперы в полной мере обретает личностные черты того самого 'аутсайдера', о котором говорила режиссер на пресс-конференции, - изгоя, победившего общество и получившего мученическую, геройскую смерть в награду. В самом конце спектакля Ренату, приговоренную Инквизитором к сожжению, на обычном лифте отправляют наверх - туда, откуда в первом действии спустился ее возлюбленный Ангел.
В целом спектакль представляет собой очень динамичное действо (идет с одним антрактом), а исполнители главных ролей явились настоящими мастерами оперного дела. Как обычно, в актерском искусстве всех обошел Мефистофель - Вячеслав Войнаровский. Однако, несмотря на впечатляющий финал и высокий уровень исполнения, спектакль получил сдержанно теплый прием публики. Среди певцов, вышедших на поклон, наибольшего количества 'браво' и аплодисментов удостоились все тот же Вячеслав Войнаровский (Мефистофель) и Вячеслав Алексеев (Рупрехт).
Татьяна Давыдова, InterMedia