Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

10.12.2016
09.12.2016
08.12.2016

ДОЛОГ ПУТЬ ДО ТИППЕРЕРИ ДЛЯ ГЕРОЕВ "В ЭТОМ МИРЕ"

16.04.04 16:22 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
ДОЛОГ ПУТЬ ДО ТИППЕРЕРИ ДЛЯ ГЕРОЕВ "В ЭТОМ МИРЕ"

Заключительный день фестиваля 'Новое британское кино' - 13 апреля - ознаменовался показом долгожданного фильма Майкла Уинтерботтома 'В этом мире' (In This World, 2002, в ролях - Джамаль Удин Тораби, Энаятулла, Имран Параха, Хиддаятулла, Джамау). В феврале прошлого года 'В этом мире' был показан на Берлинском международном кинофестивале, где получил главный приз - 'Золотого медведя'. С тех пор 'В этом мире' старались заполучить для показа в России отборщики фестиваля 'Новое британское кино' еще для прошлогоднего смотра и кинокомпания 'Кино без границ' для кино- или видеопроката - но все безуспешно. Не секрет, что российский кинорынок ориентирован на голливудские блокбастеры, но даже если прокатчики и проявляют интерес к другому кино, то не всегда имеют возможности для полноценной работы с копией картины, ее оперативной доставки и т.п. 'В этом мире' смог появиться только в нынешней фестивальной программе, а зрители, наконец, сами смогли оценить, кинематографические достоинства фильма Уинтерботтома: ленту не только отметили несколькими фестивальными наградами, но и активно ругали за политкорректность.
'В этом мире' -история двух беженцев из Афганистана (подростке Джамале и молодом мужчине Энаятулле), которые пробираются из Пешавара в Великобританию, снятая как документальное кино. В аннотациях к фильму можно встретить обозначение 'полудокументальная драма'. Это значит, что смотреть мы будем сюжет не вымышленный, а взятый, 'подсмотренный' в реальности эпизод из жизни беженцев. Уинтерботтом говорил, что на мысль об этом фильме его натолкнула история гибели китайских нелегальных эмигрантов в закрытом контейнере грузовика при пересечении Ла-Манша по пути в Великобританию. Вместо актеров мы увидим непрофессионалов, которые, по сути, и не играют, а еще раз проживают события своей жизни, только теперь эти события фиксирует цифровая камера. Использование digital-технологий - прием хоть и не новый, но дающий действенный эффект максимальной достоверности и приближения к реальности как она есть. Так что у зрителей после просмотра даже песок на зубах начинает скрипеть - обстоятельства 'шелкового пути' (таким, кстати, было первоначальное название фильма Уинтерботтома) изнурительны и мрачны. Чтобы попасть в счастливый мир свободы и разнообразных возможностей, героям придется преодолеть несколько границ, спрятавшись в кузове грузовика среди ящиков с апельсинами или отары овец, забравшись под днище трейлера или в контейнер корабля. Пережидать многодневные паузы-остановки, во время одной из которых, например, герои будут штамповать вилки в какой-то мастерской - накопителе полулегальных и совсем нелегальных иммигрантов. Встречать самых разных людей, но чаще всего - или наглых вымогателей, или таких же несчастных беженцев. Вокруг будут нищета и страх, а мечты и надежды будут постепенно таять.
За что хвалили 'В другом мире' - понятно. Кроме 'почти документальных' съемок, мы еще услышим краткий комментарий автора в начале фильма, титры в финале, из которых станет ясна дальнейшая судьба героев фильма, увидим карту, на которой проложен их маршрут, и титры, указывающие на очередную страну на их пути (Афганистан, Иран, Турция, Италия, Франция). Документализм на поле игрового кино бьет наотмашь и отрезвляет.
За что ругали картину - тоже понятно: Уинтерботтом решал прежде всего задачу социальную, а не кинематографическую. По его задумке, лента явно должна обратить внимание, разбудить, заставить действовать тех, кто может помочь, сформировать общественное мнение о подобных событиях и положении с эмиграцией в Европу в целом и т.п. И когда премии раздают фильму, в котором искусство выполняет исключительно прикладную функцию штыка - это всегда настораживает.
Валерия Бахтина, InterMedia