Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

06.12.2016
05.12.2016

ВИКТОР ЕРОФЕЕВ

11.03.04 19:22 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
ВИКТОР ЕРОФЕЕВ

(О ПОСТАНОВКЕ ОПЕРЫ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ 'ЖИЗНЬ С ИДИОТОМ')
'Впервые опера была поставлена в 1992 году в Амстердаме Борисом Александровичем Покровским, там же были дирижер Мстислав Ростропович и художник Илья Кабаков. Но даже в Амстердаме образовалась пауза между окончанием спектакля и аплодисментами. На одном из спектаклей в Амстердаме голландская королева подошла ко мне после первого действия и сказала: 'Мсье Виктор, это уж слишком!' Я ответил ей: 'Ваше величество, второе действие будет еще хуже'. Но когда спектакль окончился, она встала, вместе с ней и зал, и аплодисменты продолжались 40 минут. Когда спектакль давали в Лондоне, главный викарий потребовал цензуры, и был сделан ряд купюр. Это было смело. Но еще большей смелостью было поставить эту оперу в Новосибирске. В этой опере поют то, чего раньше в опере никогда не пели. Совершают поступки, которые в опере обычно не совершают. Москва эту оперу во всем ее бешенстве еще не видела, ибо Борис Покровский, поставивший ее в московском Камерном театре (в 1993 году - Прим. ред.), ее несколько приглушил'.
(О РАБОТЕ НАД ЛИБРЕТТО)
'Либретто я написал по просьбе автора, с которым мы были очень дружны. Хотя эта дружба не подразумевала возможности нашего сотрудничества. Когда как-то зашла речь о том, что Альфред хотел бы написать новую оперу, я ответил, что нет такого либреттиста, который мог бы сделать либретто для него. Он сказал: 'Раз так, ты и напиши'. Я возразил, что никогда не ходил в оперу, не знаю, что это такое. Шнитке ответил: 'Вот тогда ты точно напишешь хорошее либретто'.
(О СПЕКТАКЛЕ НОВОСИБИРСКОГО ТЕАТРА)
'Жизнь с идиотом' в постановке Новосибирского театра оперы и балета - спектакль неожиданный. Я был свидетелем того, что первое представление вызвало сильное недоумение в городе - зрители не знали, как на него реагировать. Но после второго спектакля начальство приняло решение все же относиться к спектаклю положительно. Этот спектакль - подвиг. Постановщикам, прежде всего режиссеру, удалось расковырять вещи, глубоко сидящие в нашем подсознании, которые, может быть, и не следовало бы раскапывать. Там есть нестандартный и беспощадный секс. Там ужас догоняется ужасом, так что катарсиса не ждите. Эта опера - наш собственный кошмар, она - про нас всех. Это своего рода испытание личности. И испытание на прочность - с одним исполнителем-американцем в Амстердаме случился нервный срыв. В женской партии есть невероятно высокие ноты: Наши оказались крепче. Причем актеры со временем вникли и стали играть самих себя'.
(О ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОДОПЛЕКЕ ОПЕРЫ ПРО ВОВУ)
'Не нужно усматривать в этой опере политический подтекст. Когда Путин пришел ко власти, газета 'Коммерсант' вышла с заголовком 'Жизнь с идиотом' на первой полосе, и это вышло совершенно случайно (главного героя оперы Шнитке зовут Вова - Прим. ред.). В Амстердаме по просьбе Ростроповича Вову пел негр. Директор театра Пьер Ауди, узнав об этом, запретил негру петь в спектакле. Я предложил Ауди перекрасить негра. Тот пел по-русски, а гримерша обильно поливала его специальным спреем, даже те места, которые для оперы не нужны. Оказалось, что это двойное издевательство над негром, ибо было видно, что он перекрашен. Тогда мы решили придумать ему маску, причем всем известного русского человека. В результате получилась некая имитация Ленина - тоже лысый, и т.д. И это было наконец принято. На самом деле в образе Вовы собраны разные вожди, но все же в спектакле нет диссидентской подковырки. Так и в 2004 году никаких политических аллюзий, уверяю вас, нет. Я вообще писал о некоем 'внутреннем Вове', который узнаваем в каждом из нас - в вашем муже, начальнике, отце, в вас самих'.