Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

02.12.2016
01.12.2016

ИТАЛЬЯНСКАЯ РАБОТА: ИТОГИ "N.I.C.E." В МОСКВЕ

10.03.04 17:51 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
ИТАЛЬЯНСКАЯ РАБОТА: ИТОГИ "N.I.C.E." В МОСКВЕ

VII фестиваль нового итальянского кино 'N.I.C.E.' завершился в Москве 5 марта.
Напомним, аббревиатура N.I.C.E. расшифровывается как 'New Italian Cinema Events'. Так был назван некоммерческий культурный фонд 'События нового итальянского кино', созданный при общине города Флоренция в 1991 году и выступивший организатором фестиваля, который прошел в столичном Музее кино с 27 февраля по 5 марта.
Вечера неизменно начинали директор Музея кино Наум Клейман и Вивиана дель Бьянко, директор 'N.I.C.E.'. Они знакомили московских зрителей с новым фильмом, его режиссером или одним из актеров, приехавшим его представить, и сообщали приятные новости, вроде: 'Фильмы 'Эмма - это я' и 'Максимальная скорость', которые мы с вами смотрели в первые дни фестиваля, уже куплены российскими прокатчиками и будут показаны в кинотеатрах', 'Вчера мы узнали, что музыка к фильму 'Остров' номинирована на одну из престижных итальянских кинопремий', 'Мы приняли решение организовать в Музее кино видеотеку фильмов 'N.I.C.E.', которой смогут воспользоваться все желающие', 'Возможно, уже в этом году при поддержке Музея кино пройдет аналогичный фестиваль нового русского кино в Италии' - и т.п. По неоднократным уверениям синьоры Бьянко, ей нелегко проститься с гостеприимной Москвой.
Главное отличие этого фестиваля от любых других недель национальных кинематографий, регулярно проводящихся в Москве - в том, что итальянцы показали московским зрителям не просто новые фильмы, но фильмы-дебюты, которые довольно отчетливо противостоят мейнстриму, 'официальному' кинематографу. В первый, второй и даже третий вечер эти картины кажутся приятным, но все-таки маргинальным, редким явлением. Когда же оказывается, что сильных, оригинальных и нетрадиционных фильмов Италии хватает больше, чем на неделю (а точнее, недели не хватает, чтобы посмотреть новые нетрадиционные итальянские фильмы), понимаешь, что итальянский дебют - это знак кинокачества и самостоятельности киномышления.
Итальянские режиссеры-дебютанты - это мужчины и женщины в возрасте 30-43 лет (хотя хрупкая Костанца Кватрильо, снявшая до своего полнометражного дебюта 'Остров'/La isola несколько документальных фильмов на остросоциальные темы, внешне больше похожа на школьницу), по первоначальному образованию юристы, архитекторы, сценаристы и киноведы (трое из участников этого фестиваля). Они снимают кино о современной Италии, про людей простых, но всегда чем-то интересных и даже удивительных - таких, как юноша Маттео, который проходит альтернативную службу в общине для инвалидов ('Коровий дождь'/ Piovono mucche), или женщина-торнадо Эмма ('Эмма - это я'/Emma sono io), или десятилетняя Тереза, мечтающая стать рыбачкой, как ее отец и старший брат ('Остров'). Почти всегда это истории с непрямолинейным сюжетом и несколькими равноправными персонажами. Режиссеры этих фильмов - всегда авторы (или соавторы) их сценариев. Потому, как и положено дебюту, в результате получается фильм 'из жизни режиссера', только в итальянском случае фильм не про конкретного человека, а фильм, основанный на его опыте. Автор фильма 'Коровий дождь' Лука Вендрусколо, как и его герои, проходил альтернативную службу в реабилитационном центре для инвалидов. Костанца Квадрильо, как и одна из ее героинь второго плана, в детстве проводила каникулы на сицилийском островке. А режиссер фильма 'Хорош друг!'/Bell'amico Лука Д'Асканио, как и главный герой (в его же исполнении), приютил у себя дома на денек-другой ангольского режиссера Мариано (в фильме он за несколько месяцев выжил хозяина из дома). Сняты фильмы довольно часто на небольшие деньги (так называемое малобюджетное кино), но, как правило, очень изобретательно по части работы камеры и монтажа.
Почти во всех представленных лентах есть то, что превращает дебют из последней учебной работы в первый самостоятельный и настоящий фильм, - это неожиданный взгляд режиссера на привычную ситуацию, какой-то нестандартный ход. Так Лука Вендрусколо вместо душещипательной мелодрамы из жизни инвалидов делает настоящее приключенческое кино - не 'стебную комедию' в духе братьев Фарелли, а увлекательное кино про обычную жизнь людей в инвалидных колясках. Франческо Патьерно в 'Отце семейства'/Pater familias неназойливо превращает мелодраму в притчу: мы узнаем о судьбах десятка персонажей из отрывочных воспоминаний главного героя, которые складываются у него в стройную систему воздаяния-искупления и будто открывают смысл его собственной жизни. Костанца Кватрильо свой фильм о жизни девочки на острове рыбаков снимает на грани документального кино и сказки: непрофессиональные актеры, почти репортажные съемки и неожиданная героиня - девочка, которая доверяет морю, ветру, солнцу, людям и не боится жизни.
Для самих режиссеров-дебютантов, как сказал Лука Вендрусколо, фестиваль в Москве оказался возможностью побыть вместе всем молодым режиссерам нового, принципиально 'неголливудски ориентированного' кино. Потому 'N.I.C.E.' для всех сторон (Россия - Италия, зрители - режиссеры) оказался событием во всех отношениях приятным.
Валерия Бахтина, InterMedia