СБОРНИК 'ЧАРТОВА ДЮЖИНА, ЧАСТЬ 2'
При взгляде на трек-лиск я сначала подумал, что пластинка задержалась в пути месяцев на шесть. Хиты здесь представлены большей частью не первой свежести - 'Мы никогда не умрем' (Комаров, Башаков, Арбенин), 'Пароль' ('Танцы минус'), 'Дожди-пистолеты' ('Звери') и все такое прочее. Но, поразмыслив и перечитав переднюю обложку, я понял, что иначе и быть не могло. Ведь на альбоме собраны песни, которые входили в число лидеров 'Чартовой дюжины' 'Нашего радио' за последний примерно год, а не лауреаты чарта прошлой недели. Стало быть, перед нами респектабельный сборник лидеров отечественного рока за 2003 год. Звучит? Звучит, даже несмотря на то что подавляющее большинство представленных здесь треков за месяцы усиленной ротации успели изрядно надоесть. И вообще, какие лидеры - такой и рок. Такой и сборник.
Интересно другое. Радиошоу 'Чартова дюжина' выходит в эфир около пяти лет. За это время в ней засветились несколько сотен песен, и вряд ли все из них были шедеврами либо просто приятными и талантливыми композициями. Однако для каждой у ведущего Михаила Козырева и его редакторов нашлись несколько добрых ободряющих слов, которые по закону этой программы предваряют собственно трансляцию песни-лауреата. Голос Козырева известен - Михаил Натанович говорит так веско и убедительно, что публичная политика давно плачет по нему горючими слезами. У слушателя даже создается ощущение, что он на протяжении пяти лет совершенно искренне восторгается ВСЕМИ песнями, попадающими в хит-парад. И вот это в голове у того же слушателя не укладывается - как может нравиться череда вяловатых клонированных существ, где нельзя даже разобрать, кто у кого идею украл? Или, может, в этом и разгадка - Козыреву нравятся ТОЛЬКО такие песни, поэтому все остальные претенденты должны быть на них похожи. Нет, это слишком простое объяснение, ведь попадают же в 'Дюжину' и произведения, к примеру, группы 'Кипелов', - и их ведущий представляет с неменьшим энтузиазмом. Собственно, в этом парадоксе, наверно, заключается причина высоких рейтингов шоу: слушатель ждет, как Михаил Козырев будет справляться с новым выводком рок-дарований, напишут ли для них убедительные подводки. Справляется. Пишут. Хотя наверняка им хочется высказаться и о беспомощности шнуровской 'Никого не жалко', и о самокопировании 'Танцев минус', и о комплексе неудачников Башакова, Комарова и Арбенина, и о заунывности 'Мертвых дельфинов'. Но нельзя. Верность 'Нашему' делу, знамя высокодуховного русского рока - превыше всего.
Эта убежденность в верности своего пути выглядит просто смешно, если экстраполировать ее на распечатки 'Чартовой дюжины' последних четырех-пяти недель. После 'Неголубого огонька' первые места оккупировали кавер-версии советских эстрадных и поп-песен в исполнении наших несгибаемых рокеров. Если не обращать внимания на имена, по репертуару там сейчас попса сплошная. Формат сменили - своими руками, попсе продались - без боя. А Михаил Натанович все так же убедительно восхваляет Тамару Гвердцители и песню Наташи Королевой.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia
.jpg)