Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

06.12.2016

РОБЕРТ СТУРУА ПОСТАВИЛ "МАЗЕПУ" КАК ШЕКСПИРОВСКУЮ ДРАМУ

15.01.04 18:01 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
РОБЕРТ СТУРУА ПОСТАВИЛ "МАЗЕПУ" КАК ШЕКСПИРОВСКУЮ ДРАМУ

Премьера оперы "Мазепа" П.И.Чайковского пройдет на основной сцене Большого театра 30 января. Постановку осуществляют известный драматический режиссер Роберт Стуруа, дирижер Александр Титов, художник Георгий Алекси-Месхишвили, балетмейстер Георгий Алексидзе. Главные партии репетируют Валерий Алексеев, Виктор Митюшкин, Павел Черных (Мазепа), Лолитта Семенина, Мария Гаврилова, Марина Поплавская (Мария), Всеволод Гривнов, Михаил Губский, Максим Пастер (Андрей), Вадим Лынковский, Александр Науменко, Тарас Штонда (Кочубей), Татьяна Ерастова, Ирина Долженко, Ирина Макарова, Татьяна Горбунова (Любовь).
Роберт Стуруа рассказал о своем спектакле следующее: 'Опера Чайковского 'Мазепа' - моя первая работа в Большом театре. Это был не мой выбор, а выбор театра, с которым я с удовольствием согласился. Перед тем как приступить к репетициям, я довольно много пересмотрел исторических материалов, естественно, перечитал пушкинскую 'Полтаву', после чего у меня возникла общая концепция будущего спектакля. Мазепа - неоднозначный и интересный исторический персонаж, так же как и другой герой оперы - Кочубей, между ними - молодая красавица Мария, дочь Кочубея. В этом треугольнике и разыгрывается вся драма. Но не истинная любовь - главная движущая сила персонажей. Да, конечно, на какое-то мгновение Мазепа воспылал страстью к Марии, и она пошла за ним, отдав всю силу молодой любви, и Кочубей был уязвлен бегством дочери. Но главное здесь - борьба за власть двух сильных политиков, Мазепы и Кочубея. И в этой схватке Мазепа - не любовник и Кочубей - не отец. Они, прежде всего, политики. Борьба за власть истощает все человеческие чувства, даже любовь. Кочубей вовсе не из-за любви к дочери написал донос на Мазепу Петру I, просто это задело его карьерные амбиции.
Я не музыкант, но, на мой взгляд, музыка Чайковского настолько многообразна, что в этой опере не может сильно звучать только любовная тема, она не является главенствующей над всем действием не только в моей концепции спектакля, но и у композитора. Красивая центральная ария Мазепы, самая известная, вставная, написанная по просьбе баритона, - это лишь одна краска в характеристике образа. В моем замысле Мазепа борется со своим чувством к Марии, эта страсть мешает ему в борьбе за политическое главенство. Она, с ее бытовыми речами, любовными томлениями, ласками, отвлекает его от государственных дел. Мне бы очень хотелось сделать этот спектакль в стиле мощных шекспировских страстей, спектакль сильных характеров. В режиссерском решении я иду по пути наибольшей драматизации событий и образов. Если режиссер драматического театра берется за постановку оперы, он, как правило, не отходит от принципов 'своего театра'. Опера - это максимально условный жанр. Я знаю много драматических режиссеров, которые своими оперными постановками превратили старый, застывший, рутинный оперный спектакль в живое зрелище.
Мне не хотелось грубо вмешиваться в драматургическую ткань этой оперы, кардинально изменяя время и место действия. И я не буду кардинально ломать уникальные традиции Большого театра, здесь не будет эксперимента. Просто я сделал действие максимально условным, не акцентируя внимания зрителей на чем-то конкретном. В оформлении спектакля художника Георгия Месхишвили тоже, как мне кажется, этого не будет, будет некий постмодернизм, без детального историзма, но в костюмах обязательно будет просматриваться эпоха пушкинского произведения. В работе с артистами я тоже, наверное, во многом следую традициям, заложенным Борисом Покровским. Вместе мы постараемся сделать характеры персонажей прежде всего внутренне наполненными, чтобы каждое действие артиста на сцене было мотивированно. Посмотрим, что у нас получится в итоге'.
Опера "Мазепа" была впервые представлена на сцене Большого театра в 1884 г. С тех пор она ставилась в Большом шесть раз, с небольшими перерывами шла в репертуаре.
Справки по тел.: 292-0818 (пресс-служба ГАБТа).