Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

03.12.2016
02.12.2016
01.12.2016

ГРЕБЕНЩИКОВ И МАКАРЕВИЧ ОБРАТИЛИСЬ К КАСЬЯНОВУ

18.12.03 22:00 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
ГРЕБЕНЩИКОВ И МАКАРЕВИЧ ОБРАТИЛИСЬ К КАСЬЯНОВУ

Председателю Правительства Российской Федерации,
Председателю Правительственной комиссии
по противодействию нарушениям в сфере
интеллектуальной собственности.
господину Касьянову М. М.

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО-ОБРАЩЕНИЕ


Уважаемый Михаил Михайлович!

Хорошо известно, что в настоящее время государственными органами исполнительной власти ведется многосторонняя работа по совершенствованию законодательства, регулирующего построение цивилизованного рынка интеллектуальной собственности. Возглавляемой Вами комиссией уже рассмотрены важнейшие вопросы, касающиеся внесения изменений и дополнений в действующее законодательство:
- унификация правил торговли аудио- и видео-продукции,
- введение на территории Российской Федерации единой системы идентификации легальных экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм в виде специальной марки, содержащей информацию о правообладателе, изготовителе или импорте продукции.
Конечно, работа Комиссии вызывает у нас большой интерес, ибо от итогов ее деятельности зависит степень защиты наших прав и прав всех тех лиц, чьим трудом создается интеллектуальная собственность. Но вызывает недоумение, почему столь важная деятельность проходит без участия собственно самих правообладателей. Ведь введение системы идентификации и внесение соответствующих поправок в Федеральный закон "Об авторском праве и смежных правах" в первую очередь затрагивает именно их интересы. Поэтому, мы хотели бы выступить здесь с оценкой готовящихся нововведений и высказать встречные предложения, которые являются обобщением нашего опыта и, по нашему мнению, в большей степени помогут создать цивилизованный рынок интеллектуальной собственности в России.
По нашему мнению, введение единой системы идентификации легальной продукции обладает следующими принципиальными недостатками:
1) В силу отсутствия реального реестра правообладателей в России - не декларированного, а подтвержденного соответствующими документами, получение марок будет носить тоже декларативный характер, т.е. не сможет гарантировать легитимность самих специальных марок.
2) Введение системы идентификации, требующей внесения соответствующих поправок в Федеральный Закон 'Об авторских и смежных правах', позволит лишь частично ограничить возможность оборота контрафактной продукции, кроме того (как известно из опыта маркировки алкогольной продукции), существует высокая вероятность подделки собственно самих специальных марок
3) Предлагаемый механизм введения специальной марки ущемляет наши права как авторов и исполнителей. Чтобы воспроизвести созданное своим трудом произведение на любом материальном носителе, нам необходимо будет подать заявку в специальную организацию, которая должна выдать специальную марку. Иными словами, вводится разрешительная система для субъектов авторского и смежного права (композитора, поэта, исполнителя) в части, касающейся придания объективной формы (компакт-кассета, компакт-диск и т.д.) результату нашей творческой деятельности.
Данный Пункт 3 требует дополнительного разъяснения, поскольку нарушает законные права авторов как граждан России:
В соответствие со ст. 16 ("Имущественные права") Закона "Об авторском праве и смежных правах" автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом (п. 1).
Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия:
- воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
- распространять экземпляры произведения любым способом: продавать и т.д. (право на распространение).
Согласно ст. 9 Закона "Об авторском праве и смежных правах" авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.
В соответствие со ст. 1 п. 2 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 9 ГК РФ (п. 1): "Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права".
Мы понимаем, что введение единой системы идентификации легальных экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм в виде специальной марки направлено на защиту наших интересов и, в конечном итоге, на получение нами авторского-смежного гонорара за свой труд. Но специальная марка должна служить регулятором товарооборота, а не ограничивать наши законные права.
На наш взгляд, имеющаяся на рынке ситуация требует комбинированного подхода к концепции легитимизации рынка, как путем введения единой системы идентификации легитимных экземпляров аудиовизуальной продукции, так и вовлечения в легальный оборот средств, которые уже завтра могут быть получены от реализации имущественных прав правообладателей интеллектуальной собственности пользователям в обьеме $100-150 млн. в год.
Для этого предлагаем, рассмотреть возможность введения на территории Российской Федерации института роялти - вмененного авторско-смежного вознаграждения (общероссийского 'авторского' сбора), который будет взиматься в обязательном порядке при розничной продаже в любых точках с любых экземпляров аудиовизуальной продукции, находящихся в обороте в момент введения в действие единой системы идентификации продукции (или ранее). При этом правообладатели - авторы, исполнители, владельцы смежных прав производителя фонограмм и иностранные мейджоры смогут получить причитающееся им вознаграждение со всего обьема продукции, реализуемого через розничную торговлю.
Подобная система может быть введена сроком, на 5 лет, то есть на переходный период, необходимый для окончательного формирования цивилизованного отечественного рынка аудиовизуальной продукции и для 'вымывания' с рынка продукции ранее введенной в торговый оборот, но не соответствующей требованиям единой системы идентификации после ее введения.
Институт роялти подразумевает - сбор частично вмененного авторско-смежного вознаграждения с любого реализованного в розничной торговой сети экземпляра аудиовизуальной продукции в размере 20% от розничной цены. Данная сумма должна пробиваться в чеке контрольно-кассового аппарата отдельной строкой (подобно тому, как до недавнего времени пробивался 5% налог с продаж или как пробивается НДС в странах - членах ЕС) и являться подотчетной для торгующих
организаций и контролироваться фискальными органами. Собранные средства в конце каждого отчетного периода (квартала) будут перечисляться торгующей организацией в Федеральный фонд роялти (с приложением списка правообладателей), который в соответствии с ст.26 Закона 'Об авторском праве и смежных правах' по итогам года будет выплачивать вознаграждение реальным правообладателям иили организациям, управляющим имущественными правами авторов, исполнителей, производителей фонограмм на коллективной основе. Порядок распределения гонораров между авторами, исполнителями и производителями фонограмм регулируется ст.26 Закона.
Торговые организации, осуществляющие розничную продажу, и фактический сбор вознаграждения будут обязаны ежеквартально направлять в Федеральный фонд роялти собранные средства, а также реестр с указанием размера вознаграждений, количества, проданных экземпляров и их правообладателей (данная информация по Закону находится на каждом экземпляре произведения).
Поскольку для получения вознаграждения из Федерального фонда роялти потребуется реальное представление документов, подтверждающих наличие прав, правообладатели будут вынуждены оформить права надлежащим образом в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случае нарушений, недобросовестные правообладатели лишатся возможности получения гонораров за права им не принадлежащие или принадлежащие им не в должном объеме.
Собранная таким образом информация явится основой для создания реального Федерального реестра правообладателей в России.
Подобный подход можно применить и к другим объектам интеллектуальной собственности - базам данных, играм, книгам и художественным произведениям.
Введение в России института роялти позволит в сравнительно короткие сроки снять с повестки дня вопрос о аудио-видео пиратстве, создать реестр реальных правообладателей, впоследствии оперативно проверять достоверность заявок на выпуск аудиовизуальных произведений (заказ идентификационных марок) и плавно ввести в России единую систему идентификации в полном объеме.
Средства, поступающие в фонд роялти могут быть частично использованы для финансирования мероприятий по созданию единой системы идентификации продукции и введению специальной марки. Для этого могут быть использованы средства, полученные от сбора роялти за 'неохраняемые' произведения и от процентов, начисляемых банками за хранение на своих счетах средств фонда роялти.
Введение роялти в полной мере отвечает интересам авторов, исполнителей, государственным интересам России, стремящейся интегрироваться в ВТО.
Надеемся, что это письмо будет расценено Вами правильно, поскольку в основе его лежит желание жить и работать в цивилизованной современной России.

Борис Гребенщиков, Андрей Тропилло, Андрей Макаревич, Олег Скрипка, Алексей Макаревич, Александр Кутиков, Дмитрий Дибров, Владимир Рекшан, Вячеслав Тюрин, Артемий Троицкий, Александр Пипа.