Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

03.12.2016
02.12.2016
01.12.2016

ГРАН-ПРИ "КИНОШОКА" ДОСТАЛОСЬ ПОСЛАНЦУ НЕБЕСНЫХ СФЕР

14.09.03 19:08 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
ГРАН-ПРИ "КИНОШОКА" ДОСТАЛОСЬ ПОСЛАНЦУ НЕБЕСНЫХ СФЕР

XII открытый фестиваль кино стран СНГ и Балтии 'Киношок' завершился в Анапе 15 сентября.
Финальные дни фестиваля оказались столь же насыщенными, как и первая половина, а фильмы во всех трех конкурсах не стали менее интересными. Были показаны анимационная лента 'Петербург' Ирины Евтеевой (точнее, ее новый, короткий вариант), двухсерийный фильм 'Как бы не так' Максима Пежемского, короткометражка 'Смерть пионерки' Юлии Панкосьяновой (трагедия из 1955 года: 'декорации времени' как главный персонаж рассказа о детской жестокости), короткометражная картина 'Нефть' Мурада Ибрагимбекова, ставшая лауреатом минувшего Венецианского МКФ, национальный эпос 'Мамай' украинца Олеся Санина, детский исторический комикс 'Анастасия Слуцкая' белорусского режиссера Юрия Елхова, впечатляющая классической режиссурой картина таджика Джамшеда Усмонова 'Ангел справа' и др.
Особо ожидался всеми фильм Алексея Германа-сына 'Последний поезд', удостоенный упоминания дебютного жюри на Венецианском кинофестивале. 'Последний поезд' произвел впечатление на участников 'Киношока' - невыносимой тяжестью военного бытия, о которой идет речь. Толстый немец-доктор привезен последним поездом в расположение своей отступающей части и оказывается, будто Пьер Безухов, посреди непонятного, неизъяснимого кошмара. Там он встречает бывшего почтальона, когда-то подвизавшегося на актерской стезе, - такого же, как сам, мирного человека, с которым и проводит эти сутки среди метельной истерики, среди трупов, среди потерянного направления и стоячего времени. Кашель, насвистывание марша из 'Аиды', грохот обстрела, простые слова (читаемые с субтитров, поскольку речь записана на немецком) и невероятные свидетельства (в Первую мировую доктор видел, как бежали люди, у которых были срезаны ступни). В какой-то момент зрители вдруг оказываются среди русских, и ситуация абсолютно симметрична: эту пургу переждать нельзя, мирные люди - актеры, партизаны, страх, смерть, только язык иной; затем снова двое главных персонажей: 'Это наблюдение за интеллигентными людьми в последние моменты их жизни', - так сформулировал автор на состоявшейся затем пресс-конференции. Да, наблюдение ему удалось. Более того, беспомощность этих героев уже кажется сродни страданиям перволюдей из юфитовских 'Убитых молнией'. Понятно, что Герман-сын отнюдь не принадлежит к некрореалистам - но и никакого повторения эстетики Германа-отца в его фильме нет (хотя есть безусловное понимание профессии и уважение к ее законам, - в частности, тщательность работы). Естественно, что режиссер, выросший в семье Германа-Кармалиты (а то, что их сын - настоящий режиссер, сомнений нет, что подтвердил полученный им приз в соответствующей номинации), иной эстетики, как сам и говорит, не чувствует. Пошло отрицать влияние отцовских фильмов на сына, но точнее говорить о том, что 'Последний поезд' движется по рельсам, проложенным ленфильмовским военным кинематографом в 70-80-е гг. Тем не менее, сравнения эти неизбежны, Герман-сын к ним готов и, похоже, готов со здоровой злостью доказывать городу и миру свою самобытность. "Вы не поверите, - сказал он, - но отец фильма не видел. Почему? Потому что болеет. И потому, что занят своим фильмом".
Ничуть не менее, чем основной конкурс, оказался интересным показ картин, сделанных без кинопленки. Эта внутренняя 'фишка' фестиваля, отражающая новость современного кинопроцесса, лишь на первый взгляд не касается зрителя. На самом деле подсчитано, что новая технология (съемка в формате HD - 'в цифре') удешевляет производство в среднем на четверть. Экономия складывается так: минус цена пленки, минус стоимость обработки, минус значительная часть расходов на свет, на декорацию, даже на грим - поскольку разрешительная способность у 'цифры' больше.
В целом следует уверенно констатировать, что общий уровень кино в странах постсоветского пространства вырос. Грузия (как утверждает составитель программ 'Киношока' Сергей Землянухин, 'здесь новая генерация подрастает') и Туркмения не представили фильмов вообще, Киргизия, Литва и Молдавия ограничились короткометражками; в Эстонии делается примерно одна картина в год - режиссеры ждут своей очереди финансирования. Проблем хватает, основная - собственный рынок не может окупить затрат, сопродукция - дело очень сложное. Однако к созданию новинок привлекаются и европейские фонды, и, очевидно, в некоторых случаях увеличились бюджеты; авторы лучше сориентировались в разных сферах бытия кино (фестивальное или кассовое, 'свое' или 'заимствованное'; на экран вернулась профессия - второй план, декорации, съемочная техника и пр.) и, с другой стороны, уже не стремятся вместить в каждую картину все беды и чаяния своего народа (истории стали конкретнее и яснее). Хотя большинство картин - именно об этом, и в них нередки 'разборки' с нашим общим советским прошлым, выражается сия проблематика тоньше и человечнее. Впрочем, и старорежимности пока хватает.
Что касается призов, они распределились так: Гран-при фестиваля 'Золотая лоза' получил таджикский режиссер Джамшед Усмонов, ему же достался приз в номинации 'лучший сценарий'. 'Лучшим режиссером' был провозглашен Алексей Герман-младший, а 'лучшим оператором' - украинец Сергей Михальчук ('Мамай'). Награды за лучшую мужскую и женские роли также получили кинематографисты из ближнего зарубежья: титулом 'лучшего актера' был награжден белорус Анатолий Кот ('Анастасия Слуцкая') - исполнитель роли князя Владимира, а 'лучшей актрисой' названа казашка Аян Есмагамбетова ('Молитва Лейлы'). Настоящий фурор вызвало объявление призера детского конкурса 'КиноМалыШок' в номинации 'лучшая детская роль': им стал ни много ни мало мультипликационный персонаж - заглавный герой ленты Ильи Максимова 'Карлик Нос'.
Полный список лауреатов 'Киношока' - см. ПРИЛОЖЕНИЕ.
Ольга Шервуд, InterMedia

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЛАУРЕАТЫ XII ОТКРЫТОГО ФЕСТИВАЛЯ КИНО СТРАН СНГ И БАЛТИИ 'КИНОШОК'

Гран-при "Золотая лоза" (за лучший полнометражный фильм):
'Ангел справа' (Таджикистан - Италия - Швейцария - Франция, 2003, режиссер - Джамшед Усмонов).
Победитель получает приоритетное рассмотрение экспертной комиссией Службы кинематографии Министерства культуры РФ проекта будущего фильма.

'Лучшая режиссура':
Алексей Герман-младший ('Последний поезд', Россия, 2003).

'Лучший сценарий':
Джамшед Усмонов ('Ангел справа').

'Лучшая операторская работа' (приз им. Александра Княжинского):
Сергей Михальчук ('Мамай', Украина, 2003, режиссер - Олесь Санин).

'Лучшая женская роль':
Аян Есмагамбетова ('Молитва Лейлы', Казахстан, 2003, режиссер - Сатыбалды Нарымбетов).

'Лучшая мужская роль':
Анатолий Кот ('Анастасия Слуцкая', Белоруссия, 2003, режиссер - Юрий Елхов).

Специальный диплом жюри 'За углубленный поиск национальной идентичности':
'Имена в граните' (Эстония - Финляндия, 2003, режиссер - Элмо Юганен).

Специальный приз жюри за лучший короткометражный фильм:
Алексей Росич ('Папа', Украина, 2003).

Приз Молодежного жюри конкурса "Без кинопленки" (за лучший полнометражный фильм на видео и в цифровом формате):
'Тише!' (Россия, 2003, режиссер - Виктор Косаковский).

Первый диплом Молодежного жюри конкурса "Без кинопленки":
'Пять бутылок водки' (Россия, 2003, режиссер - Светлана Баскова).

Второй диплом Молодежного жюри конкурса "Без кинопленки":
Мухаммед Мамырбеков - 'Молоко для кошки' (Казахстан, 2003).

Приз 'За лучший фильм' детского жюри конкурса "КиноМалыШок":
Иван Попов - 'Радости и печали маленького лорда' (Россия, 2003).

Приз 'За лучшую детскую роль' детского жюри конкурса "КиноМалыШок":
Карлик Нос, главный герой одноименного фильма ('Карлик Нос', Россия, 2003, режиссер - Илья Максимов).

Специальный приз Международного фестивального совета "Госпожа удача" имени Павла Луспекаева за мужество и достоинство в профессии:
Сергей Юрский.

Приз лучшему продюсеру стран СНГ и стран Балтии:
Елена Яцура, Россия.

Приз продюсерского жюри:
'Мальчики в небе' (Узбекистан, 2003, режиссер - Зульфикар Мусатов).

Приз Гильдии киноведов и кинокритиков России 'Слон':
'Ангел справа'.

Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков России:
'Мясо' (Россия, 2003, режиссер - Вячеслав Росс).