Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

04.12.2016
03.12.2016
02.12.2016
01.12.2016

'ГУДБАЙ, ЛЕНИН!': НЕМЕЦКИЙ СОЦИАЛИЗМ С ЛИЦОМ ЛЮДМИЛЫ ЧУРСИНОЙ И БЕЛЛЫ АХМАДУЛИНОЙ

22.08.03 16:14 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
'ГУДБАЙ, ЛЕНИН!': НЕМЕЦКИЙ СОЦИАЛИЗМ С ЛИЦОМ ЛЮДМИЛЫ ЧУРСИНОЙ И БЕЛЛЫ АХМАДУЛИНОЙ

Пресс-показ фильма 'Гудбай, Ленин!' (Good Bye, Lenin!, Германия, 2003, режиссер - Вольфганг Беккер, в ролях - Даниэль Брюль, Катрин Засс, Чулпан Хаматова) состоялся в кинотеатре 'МДМ-кино-2' 21 августа.
В жизни молодого уроженца ГДР Алекса главный человек - мама. Десять лет назад маму бросил папа и уехал на ненавистный Запад, то есть в ФРГ. Мама впала в депрессию, из которой ее успешно вытащили маленькие Алекс и его сестра Ариана. Мама 'вышла замуж за доблестную социалистическую партию' и 10 лет исправно занималась детьми, писала язвительные жалобы в райсовет (или как там он у них?) и вела насыщенную партийную жизнь. А потом с ней случился инфаркт, после чего мама впала в кому на восемь месяцев, за которые успела рухнуть Берлинская стена, исчезла страна ГДР, на смену которой пришел вездесущий капитализм. Потом мама приходит в себя, но любое потрясение может стать для нее роковым, и Алекс строит в отдельно взятой квартире маленькую ГДР. Все попытки героя органично воссоздать в доме картины прошлого выглядят и правда довольно комично: вот он переставляет в комнате мебель, вот судорожно закрывает шторы, чтобы мать не увидела плакат 'Кока-колы' на улице, а вот он с другом снимает на видео фальсифицированные новости и показывает их через видеомагнитофон... Алекс даже нанимает быстро перестроившихся на капиталистические рельсы бывших пионеров в ярко-синих галстуках - те поют для мамы песенку про 'мир, труд, май'. Мама утирает счастливую слезу.
Во время просмотра преследует постоянное дежа вю, причем двойное. Во-первых, благодаря музыке Яна Тирсена, особенно в начале фильма. Как будто и не уходила от нас Амели, и не превратилась она в зачуханную героиню из 'Грязных прелестей', а все там же, в конце 70-х, где она еще маленькая девочка, и все в приглушенных красках, и голос за кадром все так же вещает о детстве героев - только уже по-немецки, а не по-французски. Но главное - это атмосфера, этот почти мгновенный переход от остатков идеалов социализма к росткам буржуазии. Юный герой Алекс настолько 'наш', просто парень из соседнего двора. Актриса, играющая мать, похожа одновременно на Людмилу Чурсину и Беллу Ахмадулину - диковатое, но приятное глазу сочетание. Обстановка в квартирах рядовых немецких семей тоже до боли узнаваема - стенка, ковер на полу, хрусталь в сервантах и непременный кухонный гарнитур. По улицам немецкой столицы ездят многочисленные 'Лады' - 'Жигули' то бишь. Пустые прилавки универсама, неожиданно сменившиеся заморским изобилием, - западному зрителю этой ностальгии не понять, нынешним российским школьникам - тоже. И тут же - демонстрации молодежи, полиция с дубинками и без совести, лозунги 'За свободу и демократию': Игровое кино перемежается с хроникальными кадрами демонстраций, падения берлинской стены, встреч на высшем уровне, начальственных поцелуев и прочего наполнения теленовостей рубежа 90-х. Сумасшедший водоворот событий, знакомых нам непонаслышке. Одна только несостыковка: глядя на абсолютно советский совок, слышишь при этом немецкую речь. Хотя быт столь знакомый, что хит Жанны Агузаровой 'Белый день' не вызвал в зале ни одного смешка - до того все казалось естественным. Плюс Чулпан Хаматова - играющая по-немецки уже как по-русски. Играть ей, правда, особо нечего. Точнее есть чего, но эту роль (иммигрантки из СССР, медсестры, положительной настолько, что пришлось слегка подпортить сей романтический образ выкуриваемым косяком) могла бы сыграть, сдается, любая другая актриса. Посему незнакомый с лучшими образцами творчества Хаматовой просто не поймет, за что же у нас ее так любят, даже внешность ее особенная не показана толком - так, лирическая подружка героя.
'Гудбай, Ленин!' в Германии собрал огромное количество призов, там это, без преувеличения, главный фильм года. Видимо, проблема перехода целой страны на 'новые рельсы' и ностальгические людям небезразлична. Более того, лейтмотив фильма - игрушечная страна, которая для матери существует в реальности, а в воображении сына - это сознательная игра. В конце концов становится непонятно, кто играет, а кто живет - там, в старых идеалах, озабоченный поиском каких-то особых, сделанных в ГДР соленых огурцов. Пожилая, живущая прошлым мама или ее современный сын? Кто из них цепляется за призрачное прошлое? И кто в результате остался в выигрыше?..
Юлия Конторова, InterMedia