Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

02.12.2016
01.12.2016

ИТОГИ "ОКНА В ЕВРОПУ": АЛЕКСЕЙ УЧИТЕЛЬ ВЗЯЛ РЕВАНШ В ВЫБОРГЕ

17.08.03 16:20 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
ИТОГИ "ОКНА В ЕВРОПУ": АЛЕКСЕЙ УЧИТЕЛЬ ВЗЯЛ РЕВАНШ В ВЫБОРГЕ

ХI фестиваль российского кино "Окно в Европу" в Выборге завершился 15 августа.
Фестиваль прошел в напряженном деловом ритме, программа была большая и весьма интересная - как для публики, так и для критиков и журналистов. Несколько фильмов и событий уже стали хитами фестиваля. Из неигрового конкурса это "Тише!" Виктора Косаковского - документальная комедия-притча, снятая из окна квартиры; "Процесс" Александра Зельдовича - монтажная работа, посвященная, по словам режиссера, "не столько расстрелу в 1952 году Еврейского антифашистского комитета в СССР, сколько средним векам в Европе ХХ века"; эстетский "Портрет" Сергея Лозницы - своего рода "антикино": череда статичных изображений людей на фоне пейзажа. К "хитам" можно отнести и "Большие каникулы 30-х" Ивана Твердовского по идее Владимира Дмитриева с авторским текстом Дениса Горелова в исполнении Ивана Дыховичного. Как и "Процесс", "Большие каникулы" - монтажный фильм, только прекрасно выстроенный, представляющий собой вовсе не архивные кинокадры с комментарием, а совершенно самостоятельное единое киноэссе с нетривиальными размышлениями о судьбе европейских стран (в том числе, СССР) и мира в 30-е годы прошлого века, органично вытекающими из размышлений о судьбах не государств, а частного человека. Еще одна картина, которая не прошла втуне, - "Вася" Андрея Загданского, посвященная судьбе свободного человека и подлинного художника Василия Ступникова (его лично знали некоторые участники фестиваля) - ярчайшего представителя второго русского авангарда, эмигрировавшего в конце 80-х. Серьезные споры вызвал "Чистый четверг" Александра Расторгуева - фильм о "банном дне" российских солдат в Чечне, который, если так можно сказать, талантливо-натуралистичен. Отборщики "Окна в Европу" не побоялись показать авторский вариант картины, существующей еще и в продюсерской версии (с псевдонимом режиссера), - солдаты здесь активно используют естественную для них матерную лексику. Из анимационных работ внимание привлекли, в первую очередь, "Бог" Константина Бронзита (он же - "Божество"), "Клоун" Ирины Евтеевой и ее же "Петербург" (в короткой версии и вне конкурса). Среди игровых фильмов половина - настолько "свеженькие", что даже авторы не видели этих первых копий. Но и уже "засвеченные" произведения вызывают едва ли не ажиотаж. Это "Бумер" Петра Буслова, вокруг которого тут же закипели страсти морального порядка: можно ли жалеть бандитов? Это "Прогулка" Алексея Учителя, проигнорированная Московским фестивалем; внеконкурсные "Старухи" Геннадия Сидорова, которые разочаровали многих: фильм эстетически эклектичный, с явно недоработанным сценарием кажется сверх меры награжденным на "Кинотавре"; "Отец и сын" Александра Сокурова (спецсобытие фестиваля) - нежнейший рассказ о нежности родителя и ребенка, шокирующий своим художественным совершенством и "неправдоподобием" такого накала чувств. Эстетическая цельность "Магнитных бурь" Вадима Абдрашитова, увы, оказалась "не по зубам" фестивальной публике - во время просмотра картины треть зрителей покинули зал. К сожалению, долгожданная дебютная лента Алексея Германа-младшего "Последний поезд" буквально в последнюю минуту была снята с конкурса по письменной просьбе дирекции LI Венецианского МКФ, которая просила не устраивать премьеры фильма на других киносмотрах, так как "Последний поезд" включен там в конкурс дебютов. Режиссер Алексей Герман-младший, продюсер Виктор Извеков и сопродюсер Елена Яцура принесли свои извинения выборгскому фестивалю.
В рамках фестиваля прошла также презентация проекта Ренаты Литвиновой "Богиня". В отличие от аналогичных акций прошлых лет (представления проектов происходят здесь ежегодно и в немаленьких количествах), литвиновская свелась к показу специально смонтированного короткого фильма - череды синхронов-интервью и наблюдений за съемочной площадкой. Виктор Сухоруков, Максим Суханов, Светлана Светличная (в алом платье - подобном тому, в котором Литвинова выступала в "Трех историях" Киры Муратовой) и сама Рената Литвинова (автор сценария, исполнительница главной роли, сопродюсер и режиссер фильма) отвечали на вопросы кого-то за кадром, рассказывая о своей работе и своем представлении о персонажах, которых изображают. Поскольку сюжет не раскрывается, стало понятно лишь, что в центре истории - молодая женщина Фаина, которая не испытывает ни к кому любви и сама не подозревает, чего лишена. Аннотация в каталоге также интригующе лаконична: "Главная героиня Фаина работает в милиции и расследует загадочное преступление. Для того, чтобы найти и наказать злодеев, ей нужно совершить подвиг. Пройти путь воина, чтобы полюбить". Судя по всему, содержание картины позволяет говорить о матриархате (Суханов: "Маточное поглощение нынче очень чувствуется"), о пограничье сна и смерти, о мистике и мистическом в жизни. Что касается эстетического строя фильма, то о нем можно догадываться по фамилии оператора (Владислав Опельянц) и произнесенным Литвиновой в связи с изобразительным строем картины именам живописцев Миро, Магритта, Веласкеса и Гейнсборо. Съемки должны по плану завершиться в конце августа. Премьера фильма запланирована на 4 марта будущего года. Когда закончился фильм-представление, на сцену поднялись сама госпожа Литвинова, сопродюсер "Богини" Елена Яцура, а также Константин Мурзенко (в фильме - женоненавистник Ягуаров). Рената Литвинова сказала буквально следующее в ответ на аплодисменты: "Я сама это видела впервые. Мне очень понравилось. У нас будет потрясающее кино. Ждите". Г-жа Яцура была не более многословна, подтвердив: "Будет очень хорошее кино". После чего на сцену пригласили Веру Сторожеву, режиссера картины "Небо. Самолет. Девушка", демонстрация которой и завершила вечер для публики.
Церемония закрытия фестиваля "Окно в Европу" прошла в знаменитом Выборгском замке. Почти до последней минуты было неясно, состоится ли она из-за погоды, но природа смилостивилась, и тучи разошлись. Как и начальную церемонию, эту вели актриса Алиса Признякова и президент фестиваля Армен Медведев. Как обычно, сначала вручались нерегламентные призы. Первым диплома удостоился директор Высших курсов сценаристов и режиссеров Андрей Герасимов: фестиваль отметил сорокалетие этого учебного заведения - "кузницы кадров". Затем от имени "Совета 65-летних" господин Медведев ("Мы все вступили в этот возраст", - сказал он как-то опрометчиво, при этом половину аудитории составляли дамы) вручил диплом "самому красивому и талантливому из нас" - оператору Анатолию Мукасею - со словами: "В его лице мы приветствуем самих себя". Приз журнала Premier был отдан фильму Петра Буслова "Бумер" "как самому яркому дебюту года". Награду принял один из продюсеров картины Сергей Члиянц, при этом г-н Медведев заметил: "Члиянц тоже дебютант - он первым зарегистрировал свой брак с очаровательной Катей в Выборге". Все закричали "Горько!", Члиянц прилюдно поцеловался с женой - актрисой Екатериной Волковой ("Коллекционер", "О любви"). Приз имени Саввы Кулиша от компании "Нэцки" и Ассоциации REKA присужден Виктору Косаковскому за фильм "Тише!". Этой же картине достался традиционный "Слон" Гильдии киноведов и кинокритиков России. Приз имени Станислава и Андрея Ростоцких актриса Нина Меньшикова вручила актрисе Ирине Скобцевой, представившей на фестивале два фильма со своим участием ("Янтарные крылья" Андрея Разенкова и "Другая женщина, другой мужчина:" Константина Худякова). Ирине Константиновне тут же вынесли корытце с раствором, чтобы зафиксировать отпечаток ладони для отечественной Аллеи звезд. Приз Фонда имени Андрея Тарковского его директор Паола Волкова отдала фильму Петра Тодоровского "В созвездии Быка" с формулировкой "За высокую нравственность и последовательность в творчестве" (личное награждение режиссера состоится позже в Москве). Приз города Выборга по итогам голосования "Выборгский счет" достался фильму "Небо. Самолет. Девушка" Веры Сторожевой со средним баллом 8,965, на втором месте оказался фильм Сергея Никоненко "А поутру они проснулись" (8,782), на третьем - "Бедный, бедный Павел" Виталия Мельникова (8,744) (первая десятка рейтинга и список победителей - см. ПРИЛОЖЕНИЕ). Анимационное жюри предпочло "Бога" Константина Бронзита, при этом председатель Александр Татарский сообщил, что "еще выпрашивал разные дипломы для поощрения хороших картин". Жюри неигрового кино высоко оценило фильм "Тише!" Виктора Косаковского. Жюри игрового кино отдало сразу три награды фильму Алексея Учителя "Прогулка" - Гран-при, приз за лучшую режиссуру и приз за лучшую женскую роль (Ирина Пегова), тем самым как бы сгладив ситуацию, возникшую на минувшем Московском МКФ, где Учителя обошли призами.


ПРИЛОЖЕНИЕ

ЛАУРЕАТЫ XI ФЕСТИВАЛЯ РОССИЙСКОГО КИНО "ОКНО В ЕВРОПУ"
Игровое кино:
Гран-при - "Прогулка" (режиссер - Алексей Учитель).
Приз за лучшую режиссуру - Алексей Учитель ("Прогулка").
Специальный приз жюри "За лучший дебют" - "Бумер" (режиссер - Петр Буслов).
Специальный приз жюри "За лучший дебют" - "Коктебель" (режиссеры - Борис Хлебников, Алексей Попогребский).
Приз за лучшую женскую роль - Ирина Пегова ("Прогулка").
Приз за лучшую мужскую роль - Андрей Панун ("Трио", режиссер - Александр Прошкин).
Диплом фестиваля - режиссер Сергей Никоненко ("А поутру они проснулись").
Диплом фестиваля - режиссер Александр Прошкин ("Трио").

Неигровое кино:
Гран-при - "Тише!" (режиссер - Виктор Косаковский).
Специальный приз - "Фрески" (режиссер - Александр Гутман).
Диплом фестиваля "За современное художественное осмысление кинохроники 30-х годов ХХ века" - "Большие каникулы 30-х" (режиссер - Иван Твердовский).
Диплом фестиваля "За исследование мифа художника и его искусства в документальном кино" - "Вася" (режиссер - Андрей Загданский).

Анимационное кино:
Гран-при - "Бог" (режиссер - Константин Бронзит).
Специальный приз - "Подожди, пожалуй" (режиссер - Елизавета Скворцова).
Специальный приз - "О рыбаке и рыбке" (режиссер - Наталия Дабижа).
Диплом фестиваля "За лучший анимационный фильм для детей" - "Нехороший мальчик" (режиссер - Олег Ужинов).
Диплом фестиваля "За лучший дебют в компьютерной анимации" - "Воробей, который не умел летать" (режиссер - Леон Эстрин).
Диплом фестиваля "За лучший дебют в рисованной анимации - "Про девочку, которая нашла своего мишку" (режиссер - Елена Чернова).
Ольга Шервуд
НК


10 ФИЛЬМОВ-ЛИДЕРОВ КИНОФЕСТИВАЛЯ "ОКНО В ЕВРОПУ"
(ПО ИТОГАМ ОПРОСА УЧАСТНИКОВ ФЕСТИВАЛЯ И ПУБЛИКИ)
1. "Небо. Самолет. Девушка" (режиссер - Вера Сторожева) - 8,965.
2. "А поутру они проснулись" (режиссер - Сергей Никоненко) - 8,782.
3. "Бедный, бедный Павел" (режиссер - Виталий Мельников) - 8,744.
4. "Старухи" (режиссер - Геннадий Сидоров) - 8,604.
5. "Другая женщина, другой мужчина:" (режиссер - Константин Худяков) - 8,574.
6. "Бумер" (режиссер - Петр Буслов) - 8,526.
7. "Вторая невеста императора" (режиссер - Светлана Дружинина) - 8,397.
8. "В созвездии Быка" (режиссер - Петр Тодоровский) - 8,124.
9. "Бульварный переплет" (режиссер - Александр Муратов) - 8,075.
10. "Прогулка" (режиссер - Алексей Учитель) - 7,914.