Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

07.12.2016

МОЗГИ ФАЗАНА В ИНВАЛИДНОМ КРЕСЛЕ - "ЩИТ МИНЕРВЫ" НА ВИДЕО

08.06.03 18:31 Раздел: Анонсы Рубрика: Анонсы
МОЗГИ ФАЗАНА В ИНВАЛИДНОМ КРЕСЛЕ - "ЩИТ МИНЕРВЫ" НА ВИДЕО

Компания 'Кармен-фильм' выпускает на видео картину 'Щит Минервы' (Россия, 2002, режиссер - Сергей Ткачев, в ролях - Дмитрий Шевченко, Жанна Эппле, Екатерина Гусева, Юрий Степанов).
Модный писатель Влад (Дмитрий Шевченко) любит жену Анну (Жанна Эппле), а когда жена объявляет о своем грядущем уходе, он задумывает и осуществляет хитроумную интригу, дабы жену удержать. С помощью друга-врача (Юрия Степанов) Влад инсценирует неудачное падение в горах и последующую прикованность к инвалидному креслу. Жена остается при муже, муж вроде доволен. Он общается с другом, со знакомой экзальтированной писательницей (Галина Тюнина), с приехавшей из Америки сестрой (Екатерина Гусева). А параллельно пишет автобиографический роман под названием 'Щит Минервы', и по ходу действия объясняет заглавие томной журналистке: оказывается, это не только щит с головой Медузы Горгоны, но и экзотическое блюдо 'из печени губана, мозгов фазана и молок мурен'. Больше название впрямую не обыгрывается, аналогии и метафоры предлагается искать зрителю.
Фильм соткан из сознательных (или нет) противоречий между прекрасно решенными актерскими задачами и собственно ходом сюжета. Вроде бы есть болезненно-сильное чувство героя к жене, и одержимого мужчину, всеми силами-средствами пытающегося вернуть любимую, Дмитрий Шевченко играет очень убедительно (ему вообще отлично удаются персонажи с эдакой легкой 'ненормальностью', какой-нибудь параноидальной чертой, делающей его героев отвратительно-притягательными). Но уж очень непонятно, в чем же действительно проявляется столь сильная страсть. Да, цель вроде достигнута, жена ухаживает за героем, стрижет его, подает ему еду, но при этом Влад в отсутствие Анны спокойно пьет пиво, милуется с приходящими сиделками, знает о любовниках жены и вообще проявляет мало инициативы в общении с супругой. Кажется, что его реальная жизнь и упомянутая страсть служат лишь сырой глиной, черновиком для будущей книги. А вот в компьютерном тексте звучат все невысказанные слова любви, и героиня там описана глазами одержимого, и страсть мучительна. Однако финал фильма эту мысль если не опровергает полностью, то расставляет несколько другие акценты, в результате чего снова на первый план выходит невнятно донесенная история с инвалидным креслом. Вот и противоречие: лица актеров убеждают в одном, а их слова и действия - в другом.
Пару лет назад на РТР проходил сериал 'Директория смерти' - получасовые детективные истории, мини-фильмы с зачастую весьма закрученным сюжетом и непредсказуемым финалом - то иронические триллеры, то 'триллероватые' комедии (был и еще один, абсолютно идентичный проект - 'Черная комната'). Режиссер Сергей Ткачев тогда снял несколько серий 'Директории смерти'. Так вот, 'Щит Минервы' идеально смотрелся бы в том проекте - абсолютно та же стилистика, подходящий сюжет, а главное, нужный хронометраж. Потому как в рамках 26-минутного хронометража фильм бы смотрелся куда более выигрышно. Зритель следил бы за сюжетом, не успевая соскучиться. А в полнометражном варианте картина грешит именно скукой и очень явной растянутостью - попытка увлечь психологизмом и богатым внутренним миром главного героя получилась несколько вялой. И упомянутая выше логическая несостыковка, возможно, тоже связана с большим количеством экранного времени, которое заполнили всем отснятым материалом. Это как если бы близорукий зритель рассматривал издалека классический натюрморт: вначале видишь лишь много расплывчатых пятен, а стоит надеть очки - и сразу появляются четкие контуры.
Впрочем, можно взглянуть на 'Щит Минервы' и по-другому. Фильм сделан в прямо-таки суперминималистической манере - диалоги в одной комнате сменяют друг друга, а появление новых героев иллюстрируют титры вроде 'Марго, сестра'. Возможно, еще и специфическая мягкость видеоизображения создает эффект home-video, и потому можно, не торопясь, наблюдать за близкими друг другу людьми, разглядывая каждого - как естественно они двигаются и говорят, а камера будто случайно оказалась рядом. Можно так. Но если это все-таки художественная драма - то пусть она лучше длится 26 минут.